Директор запорожского благотворительного фонда «Счастливый ребенок» Альберт Павлов из тех людей, знакомясь с жизненной историей которых, вдохновляешься на то, чтобы и самому творить добро. Он не только превратил узкий круг родных и близких ему людей в детский дом семейного типа, но и помогает спасать жизни посторонних малышей.
Кто чаще жертвует деньги — бедные или богатые? Какие существуют насущные проблемы у фонда и как часто среди нуждающихся в помощи запорожцев попадаются мошенники? Об этом Альберт Павлов говорил с «Новым Днем».
- Мы живем во времена экономического кризиса и военного конфликта в Украине. Сейчас не все решаются рожать детей, а вы усыновили нескольких. Откуда в вас эта доброта и смелость? Вы сами росли в многодетной семье?
- Я вырос в обычной семье, где из детей были только я и старшая сестра. Примерно с двадцати лет начал очень серьезно задумываться о жизни и о своих целях, много читал глубокой литературы, потом служил в армии – и там появилось желание делать что-то действительно важное, помогать людям, попавшим в беду. Вместе с волонтерами начали посещать интернаты, брали детей в гости, и постепенно пришли к желанию принять ребенка-сироту в свою семью навсегда. Хочу отметить, что мы создали приемную семью, а не усыновляли. Летом 2015-го года мы преобразовали приемную семью в детский дом семейного типа. Теперь у нас девять приемных детей и двое биологических дочерей.
Приемным семьям государство оказывает помощь в финансовом обеспечении детей, поэтому материальный вопрос – не на первом плане. Главное – это желание блага ребенку, воспитание с мудростью и постепенное принятие его в своем сознании как своего собственного.
- В интервью «Новому Дню» волонтер сказала, что сейчас люди стали жертвовать на армию в 50 раз меньше, чем это было два года назад. Наблюдаете ли вы уменьшение пожертвований сейчас, в кризис?
- Люди жертвуют не меньше, но с учетом инфляции покупательная способность этих средств падает. К счастью, часть пожертвований поступает из-за рубежа, это позволяет частично скомпенсировать последствия обвала курса гривны.
- Сколько в среднем в месяц поступает пожертвований от людей на счета БФ «Счастливый ребенок»?
- По итогам прошлого года – в среднем 794 тысяч гривен. Включая пожертвования и от простых людей, и гранты, и от юридических лиц, и через емкости для пожертвований.
- Скольким детям вы спасли жизнь?
- Думаю, это некорректный вопрос, так как в спасении жизней принимает участие много людей – врачи, волонтеры, жертвователи и сотрудники фонда. Наша функция в том, чтобы рассказать истории о конкретных детях, тронуть сердце людей, которые посещают сайт deti.zp.ua затем, после получения пожертвования – максимально эффективно его использовать, оплачивая операцию, медикаменты. И наконец – отчитаться перед жертвователями о проделанной работе. То есть, это определенная работа по поиску недостающих ресурсов и их использованию. И эту работу мы стараемся делать максимально хорошо.
В прошлом году благодаря жертвователям, фонд оказал помощь 263 больным детям на сумму 3 491 594 гривен и 36 взрослым на сумму 380 790 гривен. Следует учесть и медицинское оборудование, которое также спасет здоровье и жизни.
- Вы говорили, что пока люди перечисляли деньги напрямую на карточки родителей, не все родители оказались порядочными людьми — кто-то даже машину купил на эти деньги. Как часто случается такое?
- Откровенное мошенничество со стороны родителей больных детей случается не так часто, возможно за все время - до 10 случаев. Но есть масса проблем со сбором на личные счета родителей. В этом случае фонду сложно отчитываться за средства, которые не находятся на наших счетах. Если средств собирается больше, чем необходимо, далеко не всегда родители возвращают излишек. Да и отчитаться перед жертвователями фонду сложно – нам задают вопрос, поступила ли какая-то сумма на счет, мы должны звонить маме и ждать, пока она проверит баланс или возьмет выписку со счета.
С этим масса проблем и очень мало прозрачности, поэтому вот уже несколько лет как мы ведем сборы только на счета фонда. Кстати, это удобно и родителям – всю отчетность обеспечивает наш бухгалтер, мы предоставляем массу способов перечисления пожертвований, в том числе и через PayPal - родителю не нужно заботится об открытии множества счетов и кошельков в электронных валютах. При этом фонд все средства, за исключением небольшой банковской комиссии, использует на лечение этого ребенка (наши служебные расходы компенсируются с нецелевых пожертвований).
- К вам приходят с проверками государственные органы?
- К счастью, нечасто. Было несколько запросов от прокуратуры, а также плановые проверки различных органов
- Какие у БФ сейчас есть насущные проблемы?
- Хотелось бы когда-то найти жертвователей, которые могут целенаправленно помочь в оплате аренды офиса и других офисных расходов. К сожалению, мало кто задумывается о том, что для того, чтобы фонд реализовывал проекты на миллионы гривен и помогал сотням детей, необходимы определенные ресурсы – офис и постоянная работа бухгалтера, дизайнера, менеджеров по обработке просьб о помощи, специалистов по привлечению пожертвований. Мы стараемся снизить эти расходы, но без них никак не обойтись. Усилиями волонтеров выполнить весь нынешний объем работы фонда невозможно.
Общая проблема для всех украинских фондов – законодательная поддержка благотворительности с помощью СМС. Также, надеемся на то, что система PayPal начнет полноценную работу в Украине, что облегчит прием пожертвований из заграницы. Надеемся, что прозрачная отчетность фондов в Украине станет стандартом (хотя наш сайт с 2004 года обеспечивает полную отчетность о расходах и доходах, многие фонды не спешат публиковать эту информацию).
- Видела в отчетах фонда, что каждый месяц стабильно перечисляет по 50 тысяч гривен какой-то Юрий. Как вы думаете, что толкает человека жертвовать крупные суммы постоянно? Личная трагедия?
- У каждого свои мотивы. Это могут быть религиозные, философские побуждения и закон десятины, личный трагический опыт (болезнь или потеря близких ), излишек средств и чувство вины, радость от того, что помогаешь ближнему. Может быть смесь всех этих мотивов. В этом отношении мне нравится фраза: «Когда мы помогаем ближнему – мы не становимся героями. Мы становимся нормальными людьми».
- Часто ли перечисляют крупные суммы? И кто чаще помогает — бедные или богатые?
- Чаще всего украинцы жертвуют 50-200 грн., иностранцы - $20 - $100. Однако большая часть пожертвований (80%) поступила от бизнеса и грантодателей (тех, кто перечислял более 5000 грн.) В то же время, для нас очень важна поддержка громады, тех сотен людей, которые "отрывают" от себя ежемесячно 50-100 гривен, чтобы помочь запорожским детям. Ведь прежде всего жители Запорожской области должны быть заинтересованы в том, чтобы помочь нашим детям.