В Совете по правам человека при президенте РФ (СПЧ) прошло специальное заседание о соблюдении прав человека в психоневрологических интернатах (ПНИ) и о реформировании системы жизнеустройства граждан с психофизическими и ментальными нарушениями. Минтруда сообщило, что намерено продолжить строительство стационарных учреждений, в то время как общественники призывают отказаться от этой формы сопровождения.
На заседании присутствовали руководители профильных министерств и эксперты от некоммерческих организаций (НКО), занимающихся помощью людям с инвалидностью.
Замглавы Министерства труда Светлана Петрова рассказала, что из 50 миллиардов рублей, выделенных на федеральный проект «Старшее поколение», входящий в нацпроект «Демография» (рассчитан до 2024 года — прим. ТД), на строительство интернатов пойдут не все средства, но от самого явления ПНИ отказываться никто не будет, передает корреспондент «Таких дел». Петрова отметила, что правительство «постарается» не строить интернаты больше, чем на 150 человек, однако общественные организации считают, что такое количество проживающих в ПНИ все равно слишком велико для стационарного учреждения.
В Минтруде также предложили с 2020 года начать пересмотр понятийного аппарата и найти новые определения.
«Нужно уйти от стигматизирующего названия “психоневрологический интернат”. Это никому не понятно, и нужно от этого уходить. Министерство труда двигается в этом направлении», — пояснила советник президента Александра Левицкая. Представители НКО в свою очередь относятся к инициативе скептически и указывают, что переименование не решит существующие проблемы.
В ходе заседания также прозвучало предложение выработать стратегическую межведомственную концепцию по развитию всей системы социальной поддержки в России.
Замруководителя Роструда Иван Шкловец сообщил, что с начала года в 645 ПНИ по поручению правительства РФ прошли внеплановые комплексные проверки. По словам представителя ведомства, которого цитирует РАПСИ, на момент проверки в ПНИ проживало более 154 тысяч граждан, в том числе 112 тысяч недееспособных (71%).
Шкловец рассказал, что в основном в интернатах было выявлено несоблюдение порядка и стандартов предоставления соцуслуг: некомфортные комнаты, несвоевременная замена белья, нерегулярная стрижка волос и уход за телом, недостаточное обеспечение людей одеждой, а также нехватка персонала. У проживающих в ПНИ зачастую нет даже собственных стульев и тумбочек, в учреждениях нет библиотек и спортзалов, а также помещений для подготовки к самостоятельной жизни.
По итогам проверок было выявлено 1663 нарушения законодательства в сфере социального обслуживания и 1289 нарушений в сфере законодательства о труде. Учреждениям выданы предписания об устранении этих нарушений, а также выписано 185 постановлений о штрафах.
Глава СПЧ Михаил Федотов резюмировал, что реформа ПНИ «назрела». Он подчеркнул, что вся система защиты прав и законных интересов людей с ментальными особенностями должна быть построена на «максимально гуманистических началах», передает ТАСС. По мнению Федотова, огромную роль в этой реформе должны сыграть институты гражданского общества, которому необходимо передать как можно больше функций данной сферы.
Исполнительный директор организации «Перспективы», помогающей людям с инвалидностью, Екатерина Таранченко по итогам заседания назвала движение со стороны правительства навстречу НКО в вопросе реформирования ПНИ «вялотекущим», но подчеркнула, что чиновникам «некуда деваться» из-за активности общественных организаций.
«Судя по ответам на вопросы, все по-прежнему очень завуалированно, в правительстве отделываются общими фразами. Никаких конкретных мер, которые могут изменить систему и вскрыть ее недостатки, о которых на заседании были сделаны доклады, пока не предпринято. Тем не менее общественные организации сейчас объединились в лоббировании темы, и это создает ту необходимую критическую массу напряжения, которую невозможно игнорировать», — сказала Таранченко.
Она также предположила, что трудности реализации реформы объясняются нежеланием чиновников впускать кого бы то ни было в закрытую систему интернатов.
«Они действительно боятся, что люди будут приходить и спрашивать, что происходит с людьми, которые живут в интернатах. За этими чиновниками стоят большие деньги, которые сейчас целиком находятся в ведении системы социальной защиты населения», — рассказала эксперт.
Представители профильных НКО выпустили совместное заявление, в котором заявили о необходимости принять федеральный закон о распределенной опеке, который позволил бы людям с ментальными и другими психофизическими нарушениями жить вне стен ПНИ. По подсчетам Минтруда на домашнюю форму соцобслуживания можно перевести 45% человек, живущих в интернатах.
Сейчас в России существует конфликт интересов — интернат является единственным опекуном и в то же время поставщиком услуг для людей, живущих в ПНИ. Принятие данного закона поможет законодательно закрепить назначение независимого опекуна и тем самым обеспечить контроль над качеством услуг и защиту прав и интересов подопечного.
НКО указывают, что люди, направляемые в ПНИ, в массовом порядке и с нарушениями закона лишаются дееспособности, а по сути, всех гражданских прав, но у них нет возможности повлиять на пересмотр данного статуса. Проживающие в интернатах лишены качественной медпомощи, а их недвижимость и личные деньги переходят под управление опекунов — директоров ПНИ.
Среди людей, живущих в ПНИ — пожилые люди, утратившие интеллектуальные способности и здоровье в силу возраста, дети-сироты, отправленные во взрослые интернаты из детских домов, чтобы не решать проблемы с их социализацией и жильем, люди после автомобильных аварий и инсультов, дети с инвалидностью, оставшиеся без поддержки из-за болезни или смерти родителей, взрослые люди, получившие инвалидность вследствие психического или неврологического заболевания.