Фонд Хелпус лого

Благотворительность на президентской сцене

23 мая 2014, 11:30 1865 Автор: Анна Гулевская-Черныш gazeta.zn.ua Сегодня в мире благотворительность является не только добродетелью, но и символом, знаком качества, позволяющим оценивать людей

Сегодня в мире благотворительность является не только добродетелью, но и символом, знаком качества, позволяющим оценивать людей. В первую очередь под общественный контроль подпадают политики и кандидаты на руководящие посты государств. Ведь их отношение к благотворительности в личной жизни можно спроецировать на возможное будущее реагирование на злободневные социальные вопросы: что будет с бедными, нуждающимися, больными, с теми, кто находится на "задворках" общества? Что ожидает культуру и образование и т.д.?

Публикации мировой прессы о результатах президентских выборов в Словакии, состоявшихся в марте этого года, пестрели заголовками типа "Филантроп победил премьер-министра". Действительно, обогнав 14 кандидатов, победителем президентской гонки в этой стране стало совершенно новое лицо в политике, предприниматель и филантроп Андрей Киска. С результатом 59,4% ему удалось победить во втором туре одного из опытнейших словацких политиков — премьер-министра Роберта Фицо (40,6% голосов).

Вернувшись в середине 90-х годов из Америки в Словакию, Киска занялся бизнесом, создав две кредитных компании, которые в 2005-м продал за 10 млн евро. 2,5 млн из этих денег он сразу инвестировал в созданную им благотворительную организацию "Добрый ангел", которая с тех пор является крупнейшей в стране.

Основной тезис, с которым Андрей Киска выиграл выборы, — политика должна приобрести человеческое лицо. И если случай Киски первый в своем роде для стран Центральной и Восточной Европы, то для американцев оценка благотворительного потенциала своих президентов уже стала нормой.

Президентская филантропия в США

Только 9 из 44 американских президентов не были миллионерами. Самым богатым считается Джордж Вашингтон, чья собственность в 4000 гектаров земли и 300 человек прислуги в переводе на сегодняшнюю стоимость оценивается в 525 млн долл. Его зарплата превышала зарплату президента Обамы в 168 тысяч раз!

Многие из бывших президентов не только делали значительный вклад в благотворительность до, во время или после своего президентства, но и были зачинателями отдельных инициатив, которые впоследствии становились значимыми для всего американского общества, а иногда и мира.

Филантропом называют 31-го президента США Герберта Гувера. И хотя вывести американское общество из экономической депрессии он не смог, но был ярым сторонником частной благотворительности и развития различных благотворительных и общественных организаций. "Вы не можете запретить волонтерство, если хотите, чтобы наша американская цивилизация выжила. Суть нашего самоуправления заключается в сотрудничестве за пределами политической власти. Мы живем в добровольном партнерском обществе. Ткань американской жизни в громадах соткана из наших десятков тысяч общественных объединений. То есть, из наших церквей, профсоюзов, женских организаций, ассоциаций предпринимателей и фермеров и, не в последнюю очередь, из наших благотворительных институций. Это и есть сама природа американской жизни", — говорил Гувер. Когда в 1931 году Конгресс США попытался выделить 25 млн долл. Красному Кресту на борьбу с бедностью, Гувер "заморозил" это решение, инициировав общественный сбор средств, что позволило привлечь более 10 млн долл. от американского населения для поддержки организации.

Гарри Трумэн, ставший президентом США после смерти Рузвельта, известен своим Планом Маршалла и программой "Четыре точки". Первая инициатива была направлена на гуманитарную помощь восстанавливающейся послевоенной Европе, а вторая — слаборазвитым странам. Именно Трумэн впервые провозгласил идею о необходимости оказания помощи со стороны американского общества нуждающимся в ней странам. Его инициативы стали основой для созданного в 1961 году Агентства США по международному развитию (USAID), которое и по сей день оказывает помощь развивающимся странам мира, в частности и Украине.

Дуайт Эйзенхауэр, 34-й президент США, вошел в историю как идейный вдохновитель программы "Люди людям" (1956 г.), заявив, что военные должны перестать быть основой дипломатии и дипломатических отношений в мире. Приоритетны культура и образование. Программу начало финансировать информационное агентство США, а после ухода на пенсию экс-президент лично занимался ее развитием на базе специально созданной им благотворительной организации. Сегодня это продолжает делать его внучка Мэри. Благодаря данной инициативе в программах обмена приняли участие уже более 500 тыс. студентов.

Преемник Эйзенхауэра Джон Кеннеди вошел в историю американского президентства не своими громкими благотворительными или гуманитарными инициативами. Он стал известен тем, что, будучи одним из девяти наследников отца-миллиардера, всю свою президентскую зарплату (100 тыс. долл. в год), а также 50 тыс. долл. представительских расходов перечислял на благотворительность.

Президент Джордж Буш в 1989-м учредил награду "Ежедневные точки света", присуждаемую людям, сделавшим значительный вклад в волонтерство, благотворительность и посвятившим себя социальному служению. В 1990 году был учрежден фонд с одноименным названием, который и сегодня активно продвигает благотворительность, служение и гражданскую вовлеченность.

Одним из наиболее активных защитников идей благотворительности является экс-президент Билл Клинтон, учредивший свой фонд и активно занимающийся проблемами климата и ВИЧ/СПИДа. Возможно потому, что до сих пор помнит скандал, разразившийся в 1992 году, когда журналисты узнали о том, что Хиллари требовала двухпроцентной налоговой поблажки за... передачу поношенного нижнего белья в благотворительную организацию Гудвил.

Интерес американского общества к благотворительности высок, поэтому во время избирательных президентских кампаний участие и вклад кандидатов в благотворительность является предметом пристального внимания, анализа и обсуждения. Пиарщикам кандидатов 2012 года пришлось изрядно попотеть, чтобы представить своих "подопечных" в приглядном для общества виде. Суммы, пожертвованные кандидатами на благотворительность, серьезно влияли на формирование мнения избирателей, хотя, конечно, и не были решающим фактором выбора.

Так, Барак и Мишель Обама накануне выборов задекларировали 172 тыс. 130 долл., переданных ими на благотворительность в 2011 году (21,8% от их общего дохода за этот год).

Митт Ромни (один из главных оппонентов Обамы) и его жена Анна пожертвовали 4 млн 20 тыс. 772 доллара (29,4% годового дохода).

Вице-президент Обамы Байден с женой в 2011-м пожертвовали на благие дела 5540 долларов (1,5% своих доходов). Для Байдена это стало личным успехом, поскольку накануне выборов 2008 года журналисты обнаружили, что за предыдущие десять лет он потратил на благотворительность всего 3690 долларов, то есть в среднем 369 долларов в год. В обществе, в котором в тот период каждая американская семья в среднем тратила на благотворительность 2047 долларов в год, этот факт стал причиной большого скандала. Так что пресс-секретарю Байдена срочно пришлось делать заявление о том, что Байден и его жена много волонтерствовали, помогая семьям, пострадавшим от урагана "Катрина".

Последняя декларация Обамы засвидетельствовала, что в прошлом году семья направила на благотворительность более 25% своих годовых доходов.

Четыре президента — четыре эпохи

История украинского президентства (4 президента) в одиннадцать раз меньше американской (44). Но уже сегодня можно подвести определенные итоги влияния каждого из них на благотворительность как общественную ценность и стратегию развития.

Поскольку первому президенту Леониду Кравчуку, пришедшему к власти в 1991 году, довелось закладывать первые кирпичики в фундамент государства Украина, то, по объяснимым причинам, руки до благотворительности у него не дошли — на тот момент это просто не было приоритетом.

Законодательную почву для развития благотворительности в Украине обеспечил уже Леонид Кучма, приступивший к своим обязанностям в 1994 году. В 1998-м был принят первый Закон Украины "О благотворительности и благотворительных организациях". А двумя годами ранее, в 1996-м, Указом президента был создан Национальный фонд "Украина — детям", почетным президентом которого стала жена Леонида Даниловича — Людмила Николаевна. Задачей фонда стала реализация одноименной государственной программы "Украина — детям" через привлечение спонсорских средств, которые покрывали бы отсутствие необходимых бюджетных ресурсов на эти цели. С 1996 по 2001 годы на свои программы фондом было привлечено около 37 млн грн.

Благодаря появлению закона о благотворительности в марте 2000 года был создан еще один благотворительный фонд "Надежды и добра". Главой его опекунского совета также стала Людмила Кучма. Фонд начал помогать многодетным семьям, людям с проблемами слуха, детским домам семейного типа. Среди членов опекунского фонда были Ян Табачник и Эдуард Шифрин. Главой правления была и есть по сей день Валентина Довженко. С 1997 по 2005 год она была бессменным министром по делам семьи, детей и молодежи, пережив три крупнейших реорганизации этого ведомства. Так что деятельность фонда всегда находилась в тесной связке с деятельностью министерства и его программами. Эти две институции естественно дополняли друг друга. Находясь под патронатом жены президента и являясь партнером министерства, фонд активно привлекал отечественных и международных партнеров для решения насущных проблем детства и материнства в Украине.

Отличительной чертой благотворительной деятельности президентской четы Кучмы стала неразрывная связь с государственными приоритетами в социальной сфере. По сути, она была одним из ключевых механизмов их реализации. Это в свою очередь отображалось и на общественном восприятии благотворительности как некоего придатка государства, а, порой, как инструмента отмывания государственных средств.

Выйдя на пенсию, Леонид Данилович создал именной фонд, выполняющий исключительно имиджевые функции.

Приход к власти в 2005 году президента Виктора Ющенко дал надежду на активные преобразования в обществе, в том числе и в благотворительности. Тот факт, что первая леди Катерина Ющенко была воспитана в традициях американской благотворительности, вселял надежду на интеграцию лучшего американского опыта в украинскую благотворительную практику.

Надо отдать должное: именно Виктор Андреевич начал декларировать общественный посыл о том, что благотворительность — дело рук каждого и вообще является "делом чести". Начали появляться первые в Украине крупнейшие частные и корпоративные фонды.

Сам же Виктор Андреевич вошел в историю украинской благотворительности двумя событиями. Первым стало создание Национального совета по благотворительности "Согрей любовью ребенка", главой которого президентским указом была назначена его дочь Виталина, что вызвало первую бурю общественного недовольства. Ведь речь шла не о частном фонде, а о структуре при Администрации президента.

Как показали дальнейшие события, она так и не начала работать по схеме и задачам, обозначенным в Положении о совете, утвержденном указом президента 19 декабря 2007 года. Первой и единственной программой совета была инициатива, направленная на обеспечение жильем всех многодетных семей Украины, воспитывающих более 13 детей. Для ее реализации собрали всех олигархов-бизнесменов и предложили им "скинуться". Задумывалось создать одноименный фонд, который аккумулировал бы средства для реализации программ совета. Но такой подход явно не был одобрен потенциальными спонсорами, многие из которых уже успели к тому времени передать часть своих капиталов на "Больницу будущего" (второе благотворительное событие, которым запомнилось президентство В.Ющенко) — проект МБФ "Украина 3000" с Катериной Ющенко во главе опекунского совета. Поэтому дело закончилось распределением областей между участниками инициативы. Кто-то из них полностью выполнил взятые на себя обязательства (фонды Рината Ахметова и Виктора Пинчука), кто-то — нет. Некоторые семьи до сих пор ожидают обещанное жилье.

Но все же самый яркий след в благотворительной деятельности супругов Ющенко оставила деятельность фонда "Украина 3000". Стратегия фонда, выстроенная на подходах стратегического планирования, сфокусированная на конкретных задачах, обещала стать новой вехой в становлении организованной филантропии в Украине. Да и с финансами все было в порядке. Если Л.Кучме на программу "Украина — детям" за пять лет удалось привлечь около 37 млн грн, то в фонд "Украина 3000" более 35 млн грн благотворительных пожертвований поступило уже за первые три года (с 2005-го по 2007-й).

Но тут случилась "Больница будущего" — проект, на который 250 миллионами гривен "скинулась" вся страна и который так и не был реализован. Нет смысла вспоминать его историю — об этом написано немало. Стоит сказать лишь о последствиях — вопрос создания в Украине современной детской больницы так и остался открытым, а общественное доверие к деятельности благотворительных фондов было уничтожено. При этом руководство фонда и проекта во главе с Катериной Ющенко заняли оборонительную позицию, возложив всю вину на государство. За все эти годы ими не было предпринято ни одной попытки публично извиниться, что в подобных случаях принято делать в цивилизованном мире и что могло бы хоть как-то снизить градус общественных эмоций.

На этом фоне к президентству пришел Виктор Янукович. Непрозрачность, коррупционность и безотчетность всей его деятельности отразилась и на благотворительной сфере. Еще в начале каденции было заявлено, что благотворительными проектами будет заниматься первая леди. С 2010 по 2013 годы Людмила Янукович за свою благотворительную деятельность получила несколько высоких наград, однако чем именно она занималась, кого и как поддерживала — об этом история умалчивает. Так же непонятно, чем занимался благотворительный фонд старшего сына президента "в бегах" с одиозным названием "Александр Янукович".

Вообще благотворительная деятельность последнего гаранта Конституции вошла в историю громким скандалом из-за полученного им в 2011 году гонорара в 16,4 млн грн за якобы написанную книгу. В мае 2012-го В.Янукович сделал публичное заявление о том, что дал распоряжение создать свой фонд для распределения этих средств. Однако дальше слов дело так и не пошло. Через год Виктор Федорович заявил, что передал 7 млн 432 тыс. 400 грн на помощь пятерым детям, нуждавшихся в срочном лечении. Как он распорядился оставшейся суммой — неизвестно.

Эпоха Виктора Януковича для благотворителей памятна также двухлетним лоббированием внесения изменений в Закон о благотворительной деятельности. Закон был принят ВР в июле 2012-го. После этого понадобилось еще шесть месяцев, дабы убедить президента поставить под ним подпись.

Парламентские выборы-2012 вошли в историю наибольшим количеством благотворительных фондов, задействованных для подкупа голосов избирателей. А последний министр юстиции Януковича попытался законодательно ввести норму нотариальной регистрации всех благотворительных пожертвований свыше 850 грн. Благодаря общественному резонансу эта попытка не увенчалась успехом.

Так что перед новым президентом Украины стоит много вызовов.

Вызовы нового президента

Сложившаяся в стране ситуация ставит перед будущим президентом несколько ключевых задач. Если для Кабмина приоритет — найти оптимальный выход из экономического кризиса, то для президента — попытаться снизить социально-психологическое напряжение, возникшее в обществе, а также реализовать стратегии по объединению страны. Вывод общества из состояния конфликта должен стать приоритетом №1.

Еще одна важная задача — сохранить тот потенциал созидания, помощи и поддержки перемен, который общество проявило за последние шесть месяцев. При остром дефиците бюджета на социальную сферу очень важно создать благоприятные налоговые условия, а также запустить практические механизмы для беспрепятственного участия граждан в постановке и решении социальных вопросов.

Как это можно достичь? Прежде всего, через отдельные законодательные инициативы. Крайне важно реформировать существующие налоги в благотворительности (включая налоги мобильных операторов на смс-пожертвования), а также оптимизировать валютные операции для филантропических и общественных организаций. На практическом уровне важно изучать и имплементировать наиболее удачный опыт других стран, например, Северной Ирландии, Индии, Колумбии, Бангладеш, Шри-Ланки, Сербии, Непала. В этих странах, прошедших через серию различных конфликтов, наработан достаточно большой опыт реализации программ, направленных на примирение общества, сглаживание существующих разделов, поддержку жертв конфликтов. Часто эти программы реализуются через частные фонды, филантропические либо общественные институции. Иногда это независимые инициативы, а иногда они реализуются в партнерстве с госструктурами.

Для будущего президента важно понимать, запускать, поддерживать и развивать инициативы, которые помогли бы достигнуть вышеуказанных задач.

Поскольку до выборов осталось немногим более недели, то попытка оценить потенциал для этого каждого из кандидатов в президенты уже не имеет особого смысла. Но даже беглое знакомство со списком претендентов дает основания утверждать, что тех, у кого есть опыт реализации хотя бы небольших социальных либо филантропических инициатив, — единицы.

Известны некоторые меценатские проекты в сфере культуры и искусства О.Богомолец. П.Порошенко еще в 1998 году создал свой благотворительный фонд, о деятельности которого за все эти годы не было ни одного публичного отчета. Нет у фонда и своего сайта, где можно было бы детально ознакомиться с его программной деятельностью. Периодически встречающаяся на билл-бордах или в прессе информация о поддержке фондом тех или иных акций, фестивалей, концертов не дает пока возможности выстроить в единое целое картинку задач, над которыми он работает.

Хорошо покопавшись в Интернете, можно обнаружить обрывочные упоминания о благотворительных инициативах С.Тигипко.

Это, в общем-то, и все. Безусловно, отсутствие информации не означает, что другие кандидаты не занимаются благотворительностью и социальными проектами. Просто эта сфера их деятельности (если она есть) в основном не является публичной и подотчетной.

На благотворительном ланче в Давосе, организованном В.Пинчуком в январе этого года, ключевые спикеры Билл Гейтс, Тони Блэр и Ричард Брэнсон дали четкий ориентир на то, чем и как сегодня должен заниматься общественный и бизнес-лидер. Так что рецепты и примеры есть. Нужна лишь политическая воля и команда профессионалов, которая сможет сделать возможным невозможное.