Фонд Хелпус лого

Судьба человека: Иван Иванович из Кировского интерната

13 марта 2014, 18:31 4647 Автор: Альберт Павлов www.deti.zp.ua Иван Иванович живёт в интернатах вот уже 43 года. Его признали недееспособным, но в общении с ним видишь обычного человека с уникальной памятью. В развитых странах такие люди живут активной жизнью, а у нас – десятки лет не покидают стен своей комнаты

Дата рождения -11.05.1959

Психоневрологический интернат – это высшая мера социальной защиты.

Из фольклора соцработников

Робинзон Крузо провел на острове 28 лет. Но после посещения психоневрологических интернатов история Робинзона не кажется фантастической.

Иван Иванович Иванченко живёт в небольшой палате на первом этаже Кировского дома инвалидов в Запорожской области. Большинство людей думает, что в таких местах находятся лишь люди с серьезнейшими нарушениями психики и интеллекта. Но, пообщавшись с Иваном Ивановичем, удивляешься тому, как мог человек с сохранным интеллектом и феноменальной памятью провести 43 года в интернатах.

Вот история жизни, которую Иван Иванович поведал мне в мельчайших деталях:

«Родился я в понедельник, 11 мая 1959 года, в селе Корнеевка Веселовского района Запорожской области. Когда мне было 3 года, мама привезла меня в санаторий в Запорожье, и со словами: «Ваня, я сейчас приду!» - исчезла. В санатории, где я пробыл 3 года, мне запомнилась старшая медсестра Мария Сидоровна. С 6 до 9 лет я жил в санатории в Донецке. Там было лучше, чем в Запорожье – со мной занимались, и иногда приезжала бабушка и забирала меня домой. После Донецкого санатория 3 года я жил дома с бабушкой.

3 сентября 1971 за мной приехала машина и отвезла меня в детский дом в с. Калиновка. Там я сразу понял, что ничего хорошего меня в этом месте не ожидает. Я жил в комнате с детьми, которые вообще ничего не понимали! Общаться было не с кем. Я слазил на пол и ползал в туалет или на улицу. Сначала персонал думал, что и я ничего не понимаю, но потом присмотрелись и стали говорить: «У тебя не голова, а дом советов!». Ведь я запоминал абсолютно все, что мне говорили – даты, дни рождения, имена и отчества.

В 1976 году меня перевели во взрослый интернат в Кирово. Привезли и положили в коридоре на пол. Раздели и забрали все. Дали матрас с соломой, так как все «усыкаются». Ни горшка, ни судна, ни банки не было, чтобы в туалет сходить.

- У нас все ходят под себя! - кричали нянечки.

- А я под себя ходить не буду! – отвечал я.

- Если ты такой умный, то почему к нам попал?

- Разве я виноват, разве я просил, чтобы меня к вам привезли?

- Если попал – значит, ты дурак!

Мама моя навестила меня впервые в июне 1983. Привезла бутылку кефира и 500 г конфет. «Чё ж ты колбаски не привезла? Мне уже надоела эта вся пища интернатовская!»

Затем мама приезжала в 1984 году – привезла 60 пачек «Примы», а в последний раз я её видел 31 декабря 1986. Сейчас она живет в Днепрорудном, но она мне уже не нужна.

За 25 лет с 1976 года по 2011 я практически не выезжал из Кирово. Самое яркое событие за это время - поездка к двоюродным тетям в сентябре 1989. Целых пять дней я пробыл у них дома, мне так понравилось! А они меня всё спрашивали: «Как тебе? Как тебе? (в интернате имеется в виду)». А я отвечал: «Побудьте на моем месте – узнаете как!»

Что я делаю в свободное время? Смотрю по телевизору фильмы, концерты… Мои любимые певцы – Эдуард Хиль, Муслим Магомаев, Эдита Пьеха.

О чем мечтаю? Работать, и зарабатывать пенсию. В начале 2000-х меня сделали недееспособным. Почему? Я же обычный человек, только передвигаться не могу самостоятельно. Так почему же меня лиши практически всех прав?

Ещё очень мечтаю чаще выезжать за пределы интерната. В 2012 и в 2013 году нашлись добрые люди Александр Николаевич и Игорь Николаевич, которые несколько раз возили меня в Орехов и в Запорожье. Я много лет до этого не видел город – а тут сразу удалось побывать в Церкви на Анголенко, на о. Хортице, возле Запорожского Дуба и в парке у Радуги».

Возвращаясь домой из Кирово, я размышлял о судьбе этого человека. Я не доктор, не психиатр, но мне показалось, что Иван Иванович – совершенно адекватный человек, в чем-то даже развитее многих «нормальных» людей. Находясь в интернатах десятки лет, он хранит в памяти мельчайшие детали событий, имена всех людей, с которыми ему довелось пообщаться.

Волею судьбы он родился в стране, в которой человека могут признать недееспособным только потому, что он не может самостоятельно передвигаться. В развитых странах такие люди живут активной жизнью, даже создают семьи и путешествуют по миру. У нас, к сожалению, общество ещё не готово воспринимать таких людей как равных.

Несмотря на свою непростую судьбу, Иван Иванович живёт надеждами на лучшее – как и все люди. А я надеюсь, что благодаря этой статье у Ивана Ивановича появится несколько настоящих друзей.

Будьте счастливы и делитесь своим счастьем с другими!