Фото Тараса Макаренко
Отчёт о поступивших пожертвованиях
В Веселовском психоневрологическом интернате Запорожской области живет 24-летняя Катя Марченко. С ней меня познакомил директор благотворительного фонда «Счастливый ребенок» Альберт Павлов, который знает Катю с 2004 года...
От гибели ребенка спас густой виноградник
У Кати сложная судьба. В шестилетнем возрасте девочку, проживающую в то время в Находке, пьющая мать выбросила из окна квартиры, расположенной на шестом этаже. От гибели ребенка спас густой виноградник — он смягчил удар и Катя осталась жива. Но девочка сильно травмировалась. Затем были больницы, длительное лечение, после чего переезд с матерью в Энергодар. Мать пить не бросала, ребенком не занималась, за что ее и лишили родительских прав. А Катю забрали в детский дом.
Катя с Альбертом Павловым
В 14-летнем возрасте у Кати впервые случился приступ эпилепсии. С этого момента ее жизнь круто изменилась. Приступы случались все чаще, с годами их количество увеличивалось. Девочку переводили из интерната в интернат и в итоге она оказалась в Веселовском психоневрологическом. (в мае 2013 Катю перевелив Кировский интернат - прим. редактора сайта) Сейчас Катя живет в пятиместной палате — уютной, с коврами, занавесками. Но соседки по палате с разными диагнозами, двое из которых периодически впадают в буйную стадию. Весь день они находятся в спецотделении, а на ночь возвращаются в палату. Катя посетовала, что ее личное пространство регулярно нарушают — например, кто-то периодически крадет ее личные вещи или продукты, купленные в ближайшем магазине на территории интерната на пенсию. К слову, почти все жительницы интерната получают пенсии — 800-900 грн. в месяц. А на содержание каждой из них из бюджета выделяется 2500 грн. в месяц.
Директор интерната — Александр Сергеевич Надточий, возглавил это заведение полтора года назад. Сейчас в этом социально-медицинском учреждении проживает 325 больных женщин разных возрастов с психоневрологическими диагнозами. Большинство из них больны шизофренией. По словам директора, Катя — одна из его лучших помощниц. У Кати вторая группа инвалидности, она признана дееспособной. Несмотря на то, что эпилептические припадки с ней случаются до пятнадцати раз в месяц, девушка в периоды ремиссий ухаживает за посаженными на территории интерната деревьями. Правда, в феврале и марте, благодаря современным медпрепаратам, количество приступов у Кати уменьшилось до четырех в месяц. Александр Надточий, к слову, утверждает, что если бы не Катя и ее щепетильность, деревья погибли бы зимой. Она хорошо рисует, прекрасно поет. В интернате созданы все условия для нормальной жизни больных пациенток. Есть свое подсобное хозяйство, теплица, два ставка с карпами. В помещении интерната большой актовый зал с караоке, во многих палатах есть современные телевизоры, уютная столовая, медицинский блок с современной аппаратурой. За блаженными пациентками ухаживают два врача и шестьдесят санитарок. Но Катя в разговоре со мной посетовала, что у нее много свободного времени, которое она хотела бы заполнять тем, что ей нравится. Она умеет вязать, создавать изделия из бисера, но по законам жизни в психоневрологических заведениях ей запрещено брать в руки спицы, крючок или иголку. Это чревато последствиями: либо она во время приступа эпилепсии может изувечить себя, либо больные пациентки могут выхватить ту же спицу.
Александр Надточий
После приступов эпилепсии девушка будто после мясорубки — вся в ранах и синяках
Честно говоря, мне непонятно, почему человеку, страдающему эпилепсией, в нашей стране не позволено жить полноценной жизнью и быть полноправным членом общества. Ну, не заметила я — не врач — каких-то явных психических расстройств в этой милой девушке. Хотя, видя пару раз случайно людей, бившихся в эпилептическом припадке, прекрасно представляю, что с ними может произойти, имей они в руках спицы или иглу. Катя сама призналась, что после таких приступов она будто после мясорубки — вся в ранах и синяках. Может быть, для таких больных нужно создавать специальные дома, где, например, профильные специалисты и волонтеры обучали бы их самым простым профессиям. Во многих европейских странах и в США существуют группы "самопомощи". Они объединяют как самих людей с эпилепсией, так и их близких родственников. Необходимость в создании подобных групп исходит из насущных потребностей больных эпилепсией в общении, взаимодействии и взаимопомощи. Общие проблемы позволяют решать их более результативно, в частности, благодаря возможности представлять их сообща в различных социальных структурах. Взаимодействие с людьми, имеющими схожий недуг, уменьшает чувство отверженности, одиночества, изоляции, а также решает проблему контактов. Одна из важнейших целей, которые ставят перед собой группы самопомощи больных с эпилепсией – это их психологическая адаптация в жизни.
Канадец-меннонит Гарри Верхуг будет обучать запорожских сирот фермерству
Директор благотворительного фонда «Счастливый ребенок» Альберт Павлов утверждает: добьется ли человек с эпилепсией самостоятельности в жизни или утратит ее, зависит не только от тяжести заболевания и успехов в лечении, а, главным образом, от его самообладания, стойкости духа и уверенности в себе. Необходимо изначально тщательно оценивать, какова же на самом деле реальная выгода от постоянной опеки больного, не окажется ли впоследствии, что она приносит больше вреда, нежели пользы. Разумеется, в Веселовском интернате Катя под постоянным наблюдением специалистов, у нее есть крыша над головой, полноценное питание, о ней заботятся. Директор интерната пообещал нам перевести Катю в двухместную палату, подарить ей плейер — она любит слушать музыку, и даже найти возможность приобрести самый простой компьютер. Чтобы не только Катя, но и другие жительницы интерната могли осваивать современную технику.
После посещения Веселовского интерната, мы поехали в село Николай-Поле Запорожского района, где с 2009 года живет и работает семья канадского фермера-меннонита Гарри Верхуга. В Канаде у него на протяжении 30 лет есть своя ферма - там тысяча коров, четыре тысячи свиней и 3000 гектаров земли. На ней работают семеро детей Гарри — от 16 до 33 лет. А он с женой выбрал Украину, построил в селе коровник, купил сорок коров, взял в аренду 50 гектаров земли, на которой выращивает люцерну и кукурузу. Кстати, коровы Гарри дают до 30 литров молока в сутки, а рекордсмен — корова Малышка, 35 литров молока в день. Гарри считает, что главное — правильный уход за скотиной и полноценное питание. Но даже не этим меня покорил Гарри Верхуг!
Сейчас он собирается купить два пустующих дома в Николай-Поле, обустроить их и взять к себе 15 выпускников запорожских интернатов — полных сирот, которые будут жить рядом с ним, и получать образование по фермерскому делу. А чуть позже взять здание полуразрушенного детского садика, отремонтировать его и открыть там профессионально-техническое училище. Гарри и его жена уже присматриваются к сиротам, говорят с ними, чтобы понять — кто из них тяготеет к фермерскому делу. Первых пятнадцать студентов Гарри готов принять уже в сентябре этого года. Вполне вероятно, что семья Гарри, познакомившись с Катей, возьмет на себя заботу о ней, обучит профессии и станет для нее родной...
P.s. от сайта www.helpus.org.ua: если у вас есть идеи как помочь Кате нормально адаптироваться в современном обществе и начать самостоятельную жизнь вне интерната – обращайтесь к сотрудникам фонда.