Фонд Хелпус лого

Без барьеров?

3 декабря 2012, 13:00 3357 Автор: Владимир Петровский zn.ua 3 декабря — Международный День инвалидов. Этот день, конечно, нельзя назвать праздничным, но он подчеркивает необходимость обеспечения равных прав инвалидов. Что же оно изменило в жизни «лиц с ограниченными физическими возможностями»?

Фото Андрей Товстыженко, ZN.UA

3 декабря — Международный День инвалидов. Этот день, конечно, нельзя назвать праздничным, но он подчеркивает необходимость обеспечения равных прав инвалидов и их участия в жизни общества. Фактически — это день подведения итогов того, что сделано для этой категории граждан, анализа фактического положения людей с особыми потребностями.

Прошло несколько месяцев с тех пор, как закончилось и отошло в историю Евро-2012. Что же оно изменило в жизни обычных украинцев, в частности, той их части, которую деликатно называют «лицами с ограниченными физическими возможностями»?

Чтобы оценить сделанное (или не сделанное) за этот период, нужно вернуться назад, в 2007-й. Так, первые законодательные акты, такие как ЗУ «Об основах социальной защищенности инвалидов», «О реабилитации инвалидов в Украине» (№2961-1V от 06.10.2005), указ президента Украины «О первоочередных мерах по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями» (№900 с 2005 года), указ президента Украины «О дополнительных неотложных мерах по созданию благоприятных условий для жизнедеятельности лиц с ограниченными физическими возможностями» (№1228 от 18.12.2007), уже существовали, но делалось ли хоть что-то для их реального обеспечения?

Именно в таких условиях, начиная с 2007 года, когда специалистами ВОО «Всеукраинский профсоюз трудоспособных инвалидов» была создана первая «Программа преодоления проблем инвалидов и их реабилитации путем доступа инвалидов к объектам истории, культуры, спорта, туризма, соответствующей социальной инфраструктуры в контексте Евро-2012», и началась борьба за безбарьерную Украину.

Начиная эту деятельность, мы рассматривали Евро-2012 не только как футбольный форум, хотя среди нас много футбольных болельщиков (кто не видит — тот слышит комментатора, кто не передвигается — может посмотреть матч и т.п.), но и как реальную возможность вывода Украины в круг развитых европейских стран, в которых будут решены вопросы безбарьерности, потому что само создание безбарьерной среды (а в идеале — применение в государстве норм и принципов универсального дизайна) является главным признаком цивилизованной страны, которая уважает и обеспечивает права всех своих граждан, независимо от их физического состояния. Надеяться на это у нас были все основания, поскольку Украина победила в конкурсе на проведение Евро, взяв на себя определенные обязательства, соответственно она должна была их выполнить. Тем более что, согласно пунктам преамбулы «Конвенции о правах инвалидов», ратифицированной нашим государством, Украина признала, «что важной является доступность физического, социального, экономического и культурного окружения, здравоохранения и образования, а также информации и связи, поскольку она дает возможность инвалидам в полной мере пользоваться всеми правами человека и основоположными свободами».

Начиная с 2008 года, ВОО ВПТИ проводила планомерную и целенаправленную деятельность, направленную на создание в Украине безбарьерной среды. Но чтобы решить эту проблему, прежде всего надо знать ее объем. Поэтому с 2008-го организация собственными силами осуществляла мониторинг доступности Украины для инвалидов разных нозологий. Так, в 2008—2009 годах был проведен мониторинг выполнения органами власти АР Крым государственной программы безбарьерности Украины. Он охватил объекты истории, культуры, транспортной, туристической и социальной инфраструктуры юго-восточной части Крымского полуострова. С 2008-го по 2012 год проводился плановый последовательный мониторинг доступности для инвалидов городов, которые будут принимать Евро-2012: Киева, Львова, Харькова и Донецка. Из года в год члены мониторинговых групп отмечали положительные изменения, происходившие в этих городах, а также фиксировали негативные явления, которые, к сожалению, оставались нашей повседневностью.

Начиная с 2011 года, специалисты ВОО ВПТИ проводят мониторинг доступности инвалидов к объектам истории, культуры, социальной, туристической и транспортной инфраструктур стран Европы. В его рамках при финансовой и моральной поддержке одного из известных львовских туроператоров в 2011—2012 годах был проведен мониторинг доступности для инвалидов 22 европейских стран. По результатам исследования специалисты ВОО ВПТИ провели в нескольких городах Украины профильные конференции, подготовили ряд публикаций, создали диск с материалами поездки, распространенный в государственных и негосударственных профильных организациях и учреждениях.

Четырехлетнюю деятельность нашей организации в этом направлении подытожила всеукраинская научно-практическая конференция «Итоги Евро-2012 в Украине: значение футбольного форума для реабилитационного процесса и для инвалидов государства в целом», которая проходила в Киеве с 24 по 26 октября этого года. Таким образом, указанная статья также подытоживает определенный этап деятельности ВОО «Всеукраинский профсоюз трудоспособных инвалидов» и преследует цель довести до сведения заинтересованного сообщества информацию о результатах этой многолетней работы.

Следует отметить, что наши усилия имели «группу поддержки». Проблема безбарьерности и теперь остается одной из самых актуальных в нашем государстве. Почему? Проведем простые подсчеты. Согласно официальным данным, в Украине количество инвалидов разных нозологий, которые из-за отсутствия безбарьерной среды лишены возможности пользоваться городским и междугородным транспортом и должны сидеть дома, составляет около трех с половиной миллионов.

Многие инвалиды живут в семьях. То есть вышеприведенное количество следует умножить, по крайней мере, на три (инвалид, его отец и мать). Кроме того, есть такое понятие как «маломобильные группы населения». Под эту категорию подпадают и пенсионеры, которые из-за приобретенных с возрастом болезней имеют определенные трудности с передвижением, и беременные женщины, и молодые мамы с детскими колясками. Если идти таким путем, становится понятно: в универсальном дизайне, или создании безбарьерной среды, нуждается как минимум половина населения нашего государства.

Хотелось бы напомнить, что о достижении нашим государством, по крайней мере, 80—85% безбарьерности впервые было заявлено еще пять лет назад, в 2007-м. На торжествах по случаю Международного Дня инвалидов тогдашний президент, вероятно, не поднимая глаз, сказал об этом в своей речи. Возможно, средства на указанные нужды и были выделены, но...

Ни одна власть в Украине так и не смогла решить проблему безбарьерности. И если за два последние года объекты и инфраструктура все же были построены, то о безбарьерности чиновники как в 2008-м, так и в 2012-м преимущественно забыли вообще.

Попробуем на конкретных фактах подтвердить или опровергнуть возможность инвалидов приобщиться к болельщикам Евро-2012.

Начиная кропотливое исследование доступности для инвалидов четырех городов Украины, которые должны были принимать Евро-2012, мы исходили из следующего тезиса:

1) инвалид должен иметь возможность самостоятельно добраться до города;

2) свободно передвигаться по нему; иметь возможность без посторонней помощи поселиться в отеле и посетить заведения питания;

3) побывать на матчах; а также 4) увидеть исторические и культурные памятники города. Ну и, конечно, не забыть о собственных физиологических нуждах, напоминающих о себе через некоторое время.

Один из наболее удачных киевских пандусов

Итак, до города, в котором должен проходить матч, инвалид или едет поездом, или летит самолетом. Рассмотрим первую возможность. В последнее время нередко говорят о специальных вагонах, в которых могут путешествовать инвалиды на колясках. Что очень хорошо. Однако же этот вагон и отправляется с железнодорожного вокзала, и прибывает туда же, а там инвалида ждут нешуточные испытания: пандусы, неровные поверхности перед зданием вокзала, высокие стойки билетных касс и т.п. Отдельно стоит вопрос ориентирования на вокзале. В свое время нам, как мониторинговой группе, с гордостью продемонстрировали на вокзале г. Харькова его карту, выполненную шрифтом Брайля. «Прекрасно!» — скажет читатель и ошибется. Потому что карту, чтобы не испортить, хранят в зале ожидания для инвалидов. А до этого зала человеку, лишенному зрения, добраться нелегко. То есть фактически карта и ее потенциальные пользователи существуют на двух параллельных плоскостях, которые практически не пересекаются.

Недавно, благодаря многолетним усилиям наших львовских коллег, в частности Ярослава Грибальского, на платформах железнодорожного вокзала Львова были сооружены дорожки с измененным покрытием и предупредительные полосы по краю платформы, призванные облегчить жизнь инвалидов по зрению. К сожалению, в том виде, в котором эти дорожки существуют сегодня, они выполняют свои направляющие функции лишь частично. Возможно, потому что их проектировщики не имели времени или желания воспользоваться советами инвалидов по зрению.

Положительно оценивая наличие: звуковых сигналов перед входом в здание вокзала (в Киеве), надлежащим образом оборудованного зала ожидания и пологого пандуса и лифта для инвалидов (опять же в Киеве), работников грузового подразделения, имеющих практику сопровождения инвалидов (в Харькове), а также ряд других положительных факторов, следует признать, что украинские вокзалы были готовы к приему инвалидов лишь частично.

Вот эти балки мешают смотреть матч инвалиду на коляске

Предположим, инвалид прилетел в Украину или же путешествует между ее городами в самолете. Тогда он автоматически становится гостем аэропорта. Сразу хотелось бы положительно оценить достижения в этом направлении аэропорта Борисполь (наличие амбулифта, надлежащим образом обученные сопровождающие, пандусы и т.д.). А самое главное — готовность работников этого аэропорта к диалогу и искреннее желание повысить уровень предоставляемого сервиса. Другие аэропорты принимающих городов, к сожалению, не могут гордиться таким сервисом. Например, еще до открытия Харьковского аэропорта члены мониторинговой группы ВПТИ сделали замечание по поводу большого количества стеклянных поверхностей, не маркированных надлежащими предупредительными полосами. Пожелание так и осталось пожеланием, не приведя к никаким положительным изменениям. Историю визита в Харьков иностранного туриста на инвалидной коляске не будем комментировать, поскольку она и так широко освещена отечественными СМИ.

Макет исторической части города для незрячих. Эрфурт (Германия)

Подытоживая сказанное, а также результаты проведенного мониторинга, хотим отметить, что практически безбарьерным, с незначительными исключениями, является киевский аэропорт Борисполь. И это — один из самых позитивных примеров, заслуживающих уважение и похвалу.

Перейдем к городскому транспорту и возможности передвигаться по городу. Здесь ситуация еще более интересная. Прежде всего, при передвижении инвалидам приходится преодолевать подземные переходы, в основном оборудованные пандусами, которые удачно охарактеризованы киевлянином Н.Подрезаном, передвигающимся на инвалидной коляске, как «гильотина». Угол наклона этих «пандусов» настолько крутой, что делает абсолютно невозможным безопасный спуск по ним. И здесь хотелось бы вспомнить случай, произошедший с членами нашей мониторинговой группы в Киеве в ходе обследования нового подземного перехода, оборудованного пандусом. Именно там мы наблюдали, как молодые родители на руках спускали детскую коляску в переход, упрямо обходя пандус. На наш вопрос «Почему?» ответ был лаконичен и прост: «Мы не враги жизни и здоровья своего ребенка». Комментарии, так сказать, излишни.

Возвращаясь к теме сверхкрутых пандусов, хотелось бы, в частности, отметить, что они представляют значительную опасность для лиц со слабым зрением, поскольку далеко не все ограничены поручнями. Так что практически каждый из нас имеет реальный шанс стать инвалидом, вовремя не посмотрев под ноги, если шагнет на это произведение инженерной (или архитектурной?) мысли. Из своего европейского опыта мы знаем: в подземных переходах там практикуются лифты, позволяющие решить вышеупомянутые проблемы. Да, это обойдется дороже, но разве не стоят затрат человеческая жизнь и здоровье?

Другое дело переходы наземные. Из наиболее характерных замечаний к ним хотелось бы выделить два: отсутствие или частичное отсутствие понижений в местах пешеходных переходов, что в значительной степени усложняет этот переход для инвалида на коляске, и отсутствие единого, унифицированного сигнала для всех озвученных переходов. Но есть и позитив — такая озвучка и понижения наконец появились! Еще десять лет назад это казалось практически недосягаемым.

Если говорить о доступности для инвалидов городского транспорта, то, безусловно, отдельные, но довольно незначительные сдвиги в этом направлении есть. Среди позитивов хотелось бы отметить наличие в некоторых автобусах и троллейбусах (преимущественно новых) бегущей информационной строки, которая позволяет сориентироваться инвалидам по слуху. Этот положительный пример мы увидели в Киеве и Донецке. Однако довольно часто эта строка используется не по назначению, а просто для местной рекламы, то есть своих функций не выполняет.

Нельзя не радоваться также наличию низкопольного транспорта с заранее определенным местом для инвалида-колясочника. Скорее всего, такие автобусы и троллейбусы при определенных условиях могут способствовать мобильности этой нозологии инвалидов. Но есть и несколько замечаний. Во-первых, ни один низкопольный автобус не подъезжает к остановке на расстояние, которое позволило бы инвалиду на коляске беспрепятственно стать его пассажиром. Во-вторых, практически нет приспособлений на транспорте для лиц со слабым зрением. Все мы можем вспомнить, как, напрягая глаза, пытались что-либо увидеть на информационном щите городского транспорта, установленном на значительной высоте. Однако эту проблему можно очень просто решить, руководствуясь европейским опытом. Для этого нужно, во-первых, размещать информационные щиты немного выше уровня глаз, как это делают в Европе. А во-вторых, если остановкой пользуются несколько номеров подвижного состава, предоставить каждому номеру определенный цвет. Тогда, например, автобус №2 будет обозначен на информационном щите красным цветом, и такого же цвета будет табличка на этом автобусе. Автобус №17, который также останавливается на этой остановке, будет отличаться от «коллеги» желтым цветом таблички и, соответственно, таким же цветом на информационном щите. Зачем «придумывать велосипед», если весь мир уже давно на нем ездит?

Совершенно нет на наших остановках дорожек с измененным покрытием, которые помогли бы ориентироваться инвалидам по зрению без посторонней помощи. В Европе такая практика уже давно стала будничной.

Отдельно в перечне городского транспорта стоят метро и скоростной трамвай. Начнем с последнего, который позиционируется как доступный вид транспорта, но это не так. За исключением нескольких станций (конечные, а также площадь Победы), зайти на платформу скоростного трамвая можно только через подземный переход. Чтобы не повторяться, напомню: большинство пандусов в переходах не то чтобы недоступны, но и представляют прямую угрозу для жизни тех, кто ими пользуется. Но даже если представить, что инвалид на коляске чудом не убился на пандусе, далеко не каждым трамваем он сможет воспользоваться. Подавляющее большинство подвижного состава — старые трамваи, особенность строения которых делает их недоступными для инвалида на коляске и травмоопасными для инвалида по зрению, поскольку их ступеньки размещаются под углом к платформе трамвая. Нам приходилось неоднократно видеть, с какими усилиями человек с нарушениями зрения преодолевает это препятствие. Все сказанное выше позволяет сделать вывод: в том состоянии, в котором скоростной трамвай находится сегодня, он практически недоступен для инвалидов.

Что же касается киевского метрополитена, то он оказался наиболее подготовленным для передвижения лиц с ограниченными физическими возможностями. Но и здесь ситуация неоднозначна — существуют как негативы, так и позитивы. К позитивам можно отнести рельефные предупредительные полосы на краю платформы, лифты и подъемники на новых станциях, наличие на некоторых станциях световых информационных табло для лиц с нарушением слуха и, безусловно, «человеческий фактор». Работники метрополитена всегда готовы прийти на помощь инвалиду и делают все, от них зависящее, чтобы его передвижение на этом популярнейшем виде городского транспорта стало безопасным.

Теперь о негативах. Как правило, инвалиду на коляске спуститься в подземный переход чрезвычайно трудно: нет элементарных подъемников (а там, где подъемники есть, они большей частью не работают), не говоря уже о лифтах. Кстати, в Вене мы были приятно удивлены, увидев такой лифт в самом сердце исторической части города, на старой станции метро. То есть решить этот вопрос можно — было бы желание. Во-вторых, европейская практика убедительно доказывает: дорожки с измененным покрытием можно использовать в метрополитене, что позволяет значительно облегчить жизнь инвалидам по зрению, при этом совершенно не создавая препятствий другим пассажирам. Такие дорожки позволяют инвалиду по зрению свободно передвигаться как по станции, так и по платформе.

Хотелось бы верить, что со временем они появятся и в нашем государстве. Что же касается метрополитена других городов Украины, то он практически недоступен как для инвалидов на коляске, так и для инвалидов по зрению.

Подытоживая, хочется сказать, что, к сожалению, в нынешнем состоянии, городской транспорт принимающих городов большей частью был и остается недоступным для инвалидов.

Платформа метро. К карте станции, выпол-ненной шрифтом Брайля, ведет дорожка с измененным покрытием. Брюссель

Теперь попробуем определить, доступны ли наши отели. Да, в некоторых из них уже есть номера для инвалидов, но оборудованные с такими нарушениями стандартов, что совершенно недоступны для инвалида на коляске. Это касается даже самых лучших (читай — наиболее дорогих) отелей принимающих городов. Наличие более или менее приспособленных пандусов, лифтов и т.п. еще не решает проблему, особенно принимая во внимание отсутствие у персонала упомянутых отелей навыков обслуживания лиц с ограниченными физическими возможностями. Такую картину мы наблюдали практически во всех ключевых для Евро-2012 городах Украины. Итог: украинские отели для инвалидов разных нозологий практически недоступны.

Практически недоступны и заведения общественного питания. Большинство заведений, которые мы посетили с целью мониторинга, были практически недоступны как для инвалидов на коляске (высокие ступеньки, неудобные двери, отсутствие пространства для разворота инвалидной коляски и т.п.), так и для инвалидов по зрению (неудобные ценники или вообще их отсутствие, отсутствие меню, напечатанного шрифтом Брайля или хотя бы увеличенным шрифтом и т.п.). Поскольку среди работников заведений питания нет специалистов, имеющих опыт работы с инвалидами по слуху (а также с инвалидами других нозологий), заведения питания недоступны и для них.

Таким образом, можно сделать вывод, что, как это ни обидно, украинские заведения питания сейчас не приспособлены для того, чтобы ими могли пользоваться инвалиды различных нозологий.

Не будем забывать также, что жизнь туриста, тем более спортивного, не исчерпывается проживанием и питанием. Его основная цель — побывать на матче, а кроме того, насколько позволят возможности, посетить исторические и культурные достопримечательности города.

Низкополый автобус и дорожка с измененным покрытием. Варшава

Что касается последнего, то здесь нам совершенно нечем гордиться. Более или менее доступны для инвалидов только парки. Музеи, культовые сооружения, театры и т.п., как и раньше, остаются, так сказать, неприступными крепостями. Отсутствие элементарных пандусов (не говоря уже о подъемниках) даже при наличии ступенек не позволяет инвалиду на коляске попасть на их порог. О том, чтобы как-то передвигаться внутри, вообще речь не идет. Нам могут возразить: кто же позволит искажать пандусами или подъемниками исторические памятники? На это можно ответить только одно: такие вспомогательные средства уже давно являются общеевропейской практикой. Подъемники и пандусы на ступеньках церквей мы видели в Венгрии, Польше, Франции, других государствах. Совершенно не исказил здание известной Гранд-Опера в Париже лифт, позволяющий инвалиду на коляске беспрепятственно попасть вглубь помещения. Такими лифтами оборудованы здания театров в Чехии, Австрии, Италии. То есть сделать это можно, было бы желание.

Именно такие ступеньки наиболее опасны. Остановка скоростного трамвая. Киев

Пусть каждый из тех, кто читает сейчас эту статью, попробует представить себя на месте экскурсовода, который пытается объяснить людям с нарушениями зрения, как именно выглядит славная София Киевская. Представили? Но это только сложность общения. Самое важное, что слепой человек не сможет представить ничего из того, что находится за пределами его жизненного опыта. Как выйти из такой ситуации? Оказывается, очень просто. Надо только сделать уменьшенную копию исторического памятника, доступную для тактильного восприятия. В Германии (да и в других государствах Европы) существуют такие копии не только отдельных исторических памятников, но и, например, всего исторического центра города, по которому можно путешествовать, не трогаясь с места.

Такие макеты, чаще всего выполненные из металла, — большое подспорье и для экскурсовода, который ведет обычную группу, ведь они позволяют показать объект, так сказать, на местности.

В этом плане чрезвычайно сильное впечатление на нас оказал Краков. Возле всех(!) его исторических памятников есть уменьшенные металлические копии, доступные для тактильного восприятия. И это при том, что свой путь к безбарьерности Польша начала ненамного раньше нашего государства. Так, может, следует «по-соседски» позаимствовать лучшее, что было сделано на этом пути?

А в общем, пока что мы можем констатировать: исторические и культурные памятники нашего государства для инвалидов практически недоступны.

И вот наконец мы добрались к тому, ради чего начинали свое исследование, —стадионам, реконструированным или заново построенным к Евро-2012. Мы видели эти стадионы как новопостроенными (в Донецке), так и на рисунках (во Львове) и в виде строительных лесов (в Киеве). Побывали мы и на харьковском стадионе «Металлист» еще до его реконструкции, в 2010 году.

Скажем сразу: эти стадионы в большей или меньшей степени доступны для инвалида на коляске (наличие специальных мест, стоянок для автотранспорта инвалидов, пандусов, угол наклона которых полностью соответствует стандартам, наконец, специальных туалетов). Увы, они недоступны для лиц с нарушением зрения (нет дорожек с измененным покрытием, озвученных указателей и т.п.). Приятное исключение: наличие на местах для инвалидов с нарушениями зрения специальных наушников, позволяющих с помощью комментатора следить за событиями на поле. Это действительно положительный опыт. Из негативов хотелось бы отметить, например, что с мест для инвалидов-колясочников на НСК «Олимпийский» поля практически не видно: обзору мешает низко расположенная балка. Негативы же для лиц с нарушениями зрения касаются практически всех стадионов, поэтому повторять не будем.

В соответствии с выводами аналитической группы ВОО ВПТИ, наиболее доступен для инвалидов всех нозологий стадион «Донбасс-Арена», отвечающий практически всем мировым стандартам.

Подытоживая, можем констатировать: несмотря на отдельные положительные сдвиги, Украина так и не смогла преодолеть безбарьерность в стране до (а тем более после) Евро-2012. Это означает, что не выполнены условия ни ратифицированной нашим государством «Конвенции о правах инвалидов», ни обязательств и стандартов, взятых на себя нашим государством после определения его местом проведения Евро-2012. Украина, как и раньше, недоступна для инвалидов.

Такое заключение в значительной степени противоречит выводам, сделанным в одном из номеров газеты для инвалидов и ветеранов, издаваемой под патронатом Службы по делам инвалидов и ветеранов. В статье, посвященной созданию в государстве безбарьерной среды, указанная газета довольно убедительно (по мнению авторов статьи) доказала, что Украина уже на сегодняшний день является практически безбарьерной. Вероятно, автор статьи не испытал эту так называемую безбарьерность на себе, иначе не писал бы. Так говорить могут только те, кто, так сказать, «не в теме».

Итогом многолетней самоотверженной деятельности многих украинских инвалидов, в частности и членов нашей организации, стала принятая наконец в июле 2012 года «Программа по созданию надлежащих условий для доступа людей с инвалидностью к объектам транспортно-дорожной, туристической инфраструктуры и почтовой связи на 2012—2016 годы». В целом, отмечая этот документ как достижение в процессе создания в Украине безбарьерной среды, мы считаем его итогом, а не финалом нашей работы. Негативом программы является, во-первых, то, что она была принята только в июле 2012 года, то есть уже после завершения Евро-2012, хотя в течение последних четырех лет наша организация неоднократно обращалась во все инстанции, пытаясь успеть сделать все возможное именно к футбольному форуму, что позволило бы значительно облегчить жизнь отечественным инвалидам и поднять мировой престиж Украины. Не получилось…

В сущности, анализ этой программы лежит вне границ этой статьи, но хотелось бы остановиться на одном из ключевых моментов. Это хорошо, что программа закрепила необходимость введения в нашем государстве определенных стандартов доступности для инвалидов вышеупомянутых объектов. Значительно хуже, что эти стандарты до сих пор не разработаны, хотя все заинтересованные лица (и наша организация в частности) годами боролись с госучреждениями, доказывая, что их надо разработать немедленно, и так же немедленно принять к исполнению. На тот момент нам объясняли, что мы делаем и требуем ерунду. Принятие программы — венец наших общих усилий. Но упомянутые стандарты до сих пор не приняты как официальный документ. А без официально утвержденных стандартов в ее основе программа не может быть реализована.

Возможно, наивные «отцы нации», то есть руководство городов, министерств, соответствующих структур, надеялись, что безбарьерность как-то построится в нашем государстве сама? Но любые результаты достигаются кропотливой работой и незаурядными усилиями. Возможно, они просто решили, что «ограниченные» европейцы не являются авторитетом для нашего государства, и, соответственно, не является приоритетом выполнение подписанных им соглашений?

Но это прежде всего неуважение к собственному обществу и стране. Кто виноват в ситуации с решением (точнее, нерешением) проблемы преодоления безбарьерности в Украине к Евро-2012, непременно разберутся и президент, и общество, и страна. Главное — сделать правильные выводы из того, что произошло, и показать обществу конкретные результаты этих выводов. Эта проигнорированная проблема касается не только инвалидов, но и всего общества. Безбарьерность касается не только инвалидов (от этого никто не застрахован), она имеет отношение и к пожилым людям, и к беременным женщинам, и еще многим категориям населения. Это отношение к конкретным категориям общества, которые не только являются его составляющими, но и обеспечивают стране и наполнение бюджета, и ее экономический рост, составляют национально сознательную, научную, художественную и социокультурную элиту — совесть наций.

Невозможно идти вперед и достигать результатов, игнорируя даже небольшие мировые и европейские ценности и достижения. Украина — государство с богатыми демократическими традициями — должна сама стать примером для наследования. Спросим у себя: что я не сделал для своей страны и своего общества? Что я могу сделать? Как только осознаем простую вещь: это не нам должны, это мы, каждый на своем месте, виноваты в том, что у нас такие государство и общество. Как только мы осознаем это, проблемы детей, пожилых людей, инвалидов и т.п. станут нашими личными проблемами, и мы наконец преодолеем безбарьерность и на улице, и в собственной душе, решим все остальные проблемы, до сих пор мешающие стране и обществу развиваться по общечеловеческим и общемировым правилам, нормам и стандартам.