Фонд Хелпус лого

Никаких оправданий: «Когда не знаешь, что делать, делай шаг вперед» – интервью с Алексеем Налогиным

12 февраля 2014, 17:00 2749 Автор: Настя Радужная lifehacker.ru Алексей Налогин – программист, общественный деятель и бизнесмен, придумавший уникальное протезно-ортопедическое изделие под названием «Доспехи». Они позволяют людям с травмами позвоночника, таким как сам Алексей, встать на ноги и пойти

Алексей Налогин – программист, общественный деятель и бизнесмен, придумавший уникальное протезно-ортопедическое изделие под названием «Доспехи». Они позволяют людям с травмами позвоночника, таким как сам Алексей, встать на ноги и пойти.

Читателям Лайфхакера Алексей уже знаком по рубрике «Рабочие места», где он рассказывал о своем бизнесе и организации рабочего пространства. Сегодня вы познакомитесь с этим удивительным сильным человеком поближе. На этот раз он поведает о своей жизни, более 8 лет из которой Алексей провел в горизонтальном положении.

– Здравствуйте, Алексей! Спасибо, что нашли время принять участие в нашем спец. проекте.

– Здравствуйте, Настя! Спасибо, что пригласили.

– Алексей, расскажите немного о своем детстве: где Вы родились, кем были Ваши родители?

– Родился в Москве, 29 апреля 1977 года. Детство провел между Москвой и деревней Старое, в 80 км от Москвы, у прабабушки и прадедушки.

Русская печка, куры, кролики, деревенское хозяйство, деревянные сани зимой. Мне кажется, что в России так жили и 100 и 200 лет назад. Единственное, что говорило о «цивилизации», – маленький черно-белый телевизор.

Алексей в детстве

В 6 лет мы уехали жить в Восточную Германию. Отец служил в армии, и его отправили туда в командировку на 5 лет. Мама и я поехали за ним. Это были лучшие годы моего детства!

Я пошел там в школу. Русскую школу в гарнизоне, где учились дети военных. По сути, мы жили в Германии, но с немцами пересекались очень редко. Жили обособленно в русских городках. Мы ходили в гости к немцам, немцы ходили в гости к нам.

Школа, спорт, экскурсии, музеи и зоопарки. Мне кажется, что я побывал во всех зоопарках Восточной Германии. :)

Там же, в Германии, я первый раз столкнулся с компьютером.

Это был не обычный PC, а симулятор танка. С креслом, пультом управления стрельбой, мониторами. Каким образом мне с друзьями удавалось туда ходить, с чьего разрешения, я уже не помню, но ощущения помню до сих пор. Это было круто!

К сожалению, тогда у меня не было фотоаппарата, и из детства есть всего несколько фоток, сделанных друзьями.

В 1988 году мы вернулись в Москву. Контраст. Шок. Все чужое. Новая школа. Новые одноклассники. Для всех я был, как белая ворона, «приехал из Германии». Тогда в СССР не было в принципе ничего, а что было, у всех было одинаковое. А у меня ручки гелевые, фломастеры, мягкие ластики. В общем – буржуй. :) Но через какое-то время прижился, вписался в новый формат.

Алексей Налогин: в СССР я был, как белая ворона – «приехал из Германии»

– А чем Вы увлекались в детстве?

– Ходил на тренировки по футболу, баскетболу, зимой – хоккей. Все, как у всех, в детстве.

В 12 лет увлекся туризмом. У нас в школе организовали кружок, и мы сборной из 10-15 человек сверстников ходили в походы по выходным по Подмосковью. А весной 1990 года ездили в Крым на весенних каникулах, а летом принимал участие в первенстве по туризму в Подмосковье. Тогда я думал, что туризм — это мое, и планировал, когда стану постарше, заниматься альпинизмом серьезно. Но не сложилось…

– В планы вмешались проблемы со здоровьем?

– Да. Летом того же 1990 года заболела спина. Врачи не могли поставить диагноз аж до середины декабря. Меня возили по врачам, больницам, лекарям-шарлатанам – все безрезультатно.

Боли в спине становились все сильнее, и в декабре 1990 года меня на скорой привезли в ЦИТО (центральный институт травматологии и ортопедии).

Реанимация. Операционный стол. Биопсия. Диагноз – рак, злокачественная саркома в грудном отделе позвоночника.

Прооперировали 27 декабря, прямо перед Новым Годом, опухоль удалили.

Потом были 6 курсов химиотерапии (один курс каждые три месяца), лучевая терапия в Обнинске, Калужской области. Выжил.

Но через полгода, сломался аллотрансплантат (это такая косточка, ее установили для фиксации позвонков после удаления опухоли). Врачи не предполагали, что я проживу долго, и поставили то, что было. Я был ребенком, и за полгода подрос, а эта косточка нет, и позвонки ее сломали.

4 декабря 1991 года снова операция, но в этот раз уже по замене сломавшегося аллотрансплатанта.

После операции, очнувшись, не почувствовал ног. Что сделали врачи во время операции — неизвестно, но до операции я ходил, а после — нет.

Потом были 8,5 лет, проведенных в больницах и дома в горизонтальном положении. Я не мог ни ходить, ни сидеть – только лежать. «Веселое» было время.

В общей сложности я тогда провел в больницах 3,5 года. А в течение всех 8,5 лет (с 4 декабря 1991 года до 5 апреля 2000 года), которые провел на кровати, был на улице только в промежутках квартира-машина, машина-больница, больница-машина, машина квартира. Про этот период в жизни я бы мог сказать: «я был в конце Интернета».

Расширение горизонтов

– Как началось Ваше увлечение компьютерами?

– Так сложилось, что из всех друзей у меня остался только один. Московский одноклассник Коля Гиряев. Он подарил мне первый компьютер в 1996 году (IBM PC 286 процессор, HDD 80Mb и OS MS DOS). Этот компьютер был у меня до января 1998 года, когда, на подаренные на Новый год деньги, я купил Pentium 100, модем и оплатил месяц Интернета. У меня появился Интернет!

В то же время один знакомый, работавший с провайдером Demos, попросил у них для меня безлимитный Интернет. Они предоставили. Это было круто! Появилась возможность общения.

Интернет изменил мою жизнь.

– Каким образом?

– Самое важное, что дал мне Интернет, – это возможность общения. К тому времени (начало 1998 года) я 6 лет не выходил из дома. После неудачной операции в декабре 1991 я мог только лежать, и мои коммуникации с внешним миром были нулевые.

Интернет это изменил.

Алексей Налогин: Интернет изменил мою жизнь

– Но, кроме общения, Интернет позволил еще и зарабатывать?

– Да. Первые месяцы я занимался только «серфингом» и общением в чатах. Но позже начал изучать HTML и сделал первую страничку для туристической компании в Москве. Потом был ее администратором.

Это была моя первая работа с зарплатой в 60$ в месяц.

Параллельно мы с другом занимались базой данных e-mail адресов компаний Москвы. Сейчас стыдно в этом признаться, но я был одним из первых спамеров. К счастью, этот период был недолгим, но что было, то было. Мы собирали адреса, систематизировали и продавали базу данных.

Осенью 1998 года я поделился идеей о сборе пожертвований через Интернет с Галей Чаликовой, сотрудницей группы милосердия при Российской детской клинической больнице. На мое предложение она ответила: «Давайте попробуем».

21 декабря мы сделали страничку, и я разослал по всем имеющимся у меня тогда адресам просьбу помочь детям в РДКБ. Наша первая страничка размещалась на бесплатном хостинге www.chat.ru.

Но, несмотря на то, что я сделал спамерскую рассылку, администрация хостинга не стала удалять ее, а, наоборот, поддержала мою инициативу, разместив у себя на первой странице ссылку на нас.

Дальше все было по нарастающей. Люди стали отзываться, приходить в больницу, помогать детям, Антон Носик зарегистрировал для нас домен deti.msk.ru и помог с рекламой на своих площадках. У сайта появилась постоянная рекламная поддержка, а у детей – стабильный источник помощи. В больницу покупали и присылали лекарства, покупали оборудование. Наш сайт стал известным.

Доспехи

– Как пришло в голову делать «Доспехи»?

– Параллельно с работой над сайтом deti.msk.ru, я делал коммерческие сайты, заказов было немного, но работа и заработок были уже постоянными. Позже, с лета 1999 года, в течение нескольких лет я занимался созданием и поддержкой сайтов для московского представительства британского благотворительного фонда CAF.

Сайты, реклама, Интернет-проекты – все это было до 2005 года, когда я поменял направление своей деятельности и начал заниматься «Доспехами». Интернет ушел на второй план.

– Алексей, чтобы читателям было понятно, что такое «Доспехи»?

– Так я назвал систему для вертикализации человека с травмой позвоночника. Сначала я ее сделал для себя. Это было в 2000 году. Прототип: шинно-кожаные аппараты и корсет на шнуровках.

Если помните, в фильме «Форрест Гамп», Форрест ходил в таких, а Элвис Пресли спародировал танец в похожих аппаратах.

Пользоваться ими было очень трудно, неудобно надевать. Но главное – это было перспективно.

Благодаря этой системе я смог встать. Снова. Спустя 8,5 лет, проведенных в кровати.

Свои аппараты я усовершенствовал, делал и переделывал, пока не получилось, то, что сейчас называется «Доспехами».

– Сейчас «Доспехи» – это не только название системы, но и Вашего бизнеса?

– В 2005 году я запатентовал «Доспехи», а позже зарегистрировал компанию ООО «Доспехи».

Получил лицензию от Росздравнадзора на протезно-ортопедическую деятельность, регистрационное свидетельство и сертификат на систему. Это позволило нам изготавливать «Доспехи» для граждан России с травмой позвоночника, а государству полностью оплачивать нашу продукцию. Пациент в результате получает «Доспехи» бесплатно.

– Как делаются «Доспехи»?

– Сейчас у нас работает мастерская в Москве, где мы делаем индивидуально каждому обратившемуся к нам пациенту необходимые ему в реабилитации изделия. Аппараты, корсеты, тутора. Все комплектующие, используемые нами в работе, TOP-END качества, поставляются из Японии и Китая.

Алексей и его «Доспехи»

Шаги в будущее

– Алексей, как Вы оказались в Таиланде?

– Поездка в Таиланд 3 года назад – очередной значимый этап моей жизни.

Я поехал к друзьям на пару недель отдохнуть и… остался.

Знаю, что в жизни ничего не бывает «навсегда», но на какой-то неопределённый отрезок времени я планирую жить здесь, работая при этом в Москве. К счастью, сегодняшний уровень технологий в коммуникациях позволяет это.

– Что дает Вам Таиланд?

– Самое главное – это свобода в быту и в передвижении. Я мобилен и независим здесь 24 часа в сутки.

Всем известные плюсы Таиланда: доброжелательные люди, теплый климат, комфорт и доступность.

Если бы сейчас случилось чудо, функции моего спинного мозга восстановились, и я смог бы ходить без аппаратов, то в повседневной жизни мало бы что изменилось.

Я говорю свободно по-английски, научился читать по-тайски, езжу на мотоцикле, занимаюсь спортом, стреляю из лука, готовлю не хуже, чем в дорогих ресторанах. У меня очень насыщенная жизнь. Я прекрасно понимаю, если бы я жил в Москве, то, наверное, добился бы большего в плане бизнеса и общественной деятельности.

Но я выбрал баланс между успехом и комфортом со здоровьем.

– Недавно гостем нашего спец. проекта был Юрий Курко. Он тоже уехал в Таиланд на неопределенный срок. Получается, это рай для людей с ограниченными физическими возможностями?

– Ну, я бы не стал уговаривать или отговаривать людей с травмой позвоночника к такой резкой смене места жительства. Здесь много нюансов. Лучше приехать на пару недель, купив тур, это оптимальный вариант. И, уже отталкиваясь от приобретенного опыта, взвешивать все «за» и «против».

– Алексей, Вы упомянули про мотоциклы. Расскажите об этом подробнее – об этом Вас просили читатели Лайфхакера.

– В Таиланде эти мотоциклы, переделанные для управления человеком на коляске, поразили меня.

Это поистине революционное изобретение. На коляске выехал из квартиры, на парковке въехал внутрь мотоцикла, и – свобода!

Безбарьерная среда в действии. В магазин, на рынок? Без проблем! Покататься? Легко!

80 км/ч по трассе. Бак бензина на 100 км. Этот мотоцикл — идеальное решение для людей на колясках в деревнях и маленьких городах России.

Два года назад я загорелся идей экспортировать их в Россию или организовать производство, но так все и осталось на уровне идеи.

– Почему?

– Причин тому несколько: бюрократические барьеры, оформление регистрационных и разрешительных документов.

Один чиновник мне сказал так: «Леша, твои байки неинтересны. Цена маленькая, коммерческий интерес тоже. Освоить бюджеты не получится, а хлопот много».

Кроме того, правила ГИБДД. Управлять мотоциклом без прав нельзя. Его нужно зарегистрировать и поставить на учет. Бумажки, справки, разрешения… К сожалению, потянуть этот проект мне оказалось не под силу. Может быть, в будущем я вернусь к этой теме.

– Тогда что занимает тебя сейчас, помимо «Доспехов»?

– Сейчас я очень много внимания и сил отдаю занятиям по стрельбе из лука. Получается. После года тренировок, есть заметные результаты и прогресс.

Я поставил перед собой цель – принять участи в Паралимпийских играх 2016, которые пройдут в Рио-де-Жанейро.

У меня есть 2,5 года на тренировки, квалификацию, регистрационные мероприятия. Время есть и есть желание, надеюсь, все получится.

Алексей Налогин: я поставил перед собой цель – принять участи в Паралимпийских играх 2016

– Искренне Вам этого желаю, Алексей! :) Напоследок, по традиции, дайте свое напутствие читателям Лайфхакера.

Мне очень нравится высказывание: когда не знаешь, что делать, делай шаг вперед.

Вот такое у меня напутствие или пожелание.

– Спасибо за интервью, Алексей!

– Взаимно, Настя!