Фонд Хелпус лого

100 запорожцев в год умирают из-за нехватки денег и жадности чиновников

12 февраля 2016, 12:22 2655 Автор: Наталья Захарова, Эльмира Шагабудтдинова z-city.com.ua Для одних людей отказавшие почки - дорога на кладбище. Для других – прибыль. «Суббота плюс» разбиралась в бюджетных деньгах, которые государство тратит на «почечников», и в конфликтах вокруг центров по оказанию помощи этим больным.

На таком аппарате почечники проводят 12 часов в неделю

На грани жизни и смерти

В Запорожской области 690 человек страдают хронической почечной недостаточностью. Чтобы жить дальше, нужно или пересаживать орган, или регулярно использовать искусственную очистку крови. Эта процедура называется гемодиализ, она проводится на специальном оборудовании и при помощи дорогостоящих препаратов, которые покупают за счет бюджетных средств.

Здесь и начинаются нюансы. Теоретически процедура бесплатная, но государство не может финансово обеспечить всех больных.Ведь необходимого оборудования в Запорожье не так уж много. Именно поэтому часть почечников вынуждена бесконечно ждать своей очереди.

Сегодня он не пришел…

В 31 год Сергей успешно работает аналитиком в иностранной фармкомпании. Его привыкли видеть веселым, мужественным, амбициозным. Но немногие знают, что у Сергея - хроническая почечная недостаточность. Последние три года по двенадцать часов в неделю он подключен к гемодиализному аппарату.

- Болезнь выявили у меня в 1998 году. Я переболел гриппом, после чего сдал анализ крови, в котором врач увидел какие-то изменения, - рассказывает Сергей. - В больнице мне поставили диагноз - острый гламированный нефрит. Долго лечился, но заболевание прогрессировало. И уже в 2012 году, опять же после гриппа, обнаружилось, что мои почки настолько ослабли, что без диализа мне уже не обойтись.

Сейчас мужчина проходит эту процедуру в медсанчасти «Радиоприбора» на Песках, но до этого ему еще надо было дожить. Когда страшная правда обнаружилась, на гемодиализе не было свободных мест, и через знакомых Сергея вписали на особый вид очистки крови при помощи постоянного введения специального раствора в брюшную полость. Ходишь со вшитым в живот катетером и четыре раза в день вводишь себе особую жидкость через переносную капельницу. Но через полгода от такого лечения начались осложнения и парня с трудом, но все же перевели на стандартный гемодиализ.

- Попасть на гемодиализ сегодня можно лишь при одном условии: если умрет кто-то из тех, кто его проходит, - рассказывает Сергей. - Буквально в первый месяц моего пребывания на гемодиализе, во время процедуры прямо в зале умерла девушка. Ведь гемодиализ – это не панацея. Во всем мире – это способ полгода-год продержаться до пересадки почки, а у нас люди находятся на этой процедуре чуть ли не пожизненно, – считает Сергей.

Почечники жестко ограничены в передвижении по стране. Чистить кровь они могут лишь у себя по месту жительства, и выезд в другую область с пропуском более чем одной процедуры может стоить нескольких лет жизни - если не всей.

В три раза больше - не значит в три раза лучше

В областном бюджете на 2016 год на диализ хотят потратить 74,86 миллиона гривен – почти в три раза больше, чем в прошлом году. Но по сравнению с прошлым годом стоимость одной процедуры гемодиализа практически не изменилась и составляет 1350-1400 гривен

Заведующая отделением хронического гемодиализа Запорожской областной клинической больницы Светлана Корнеева утверждает, что 75 миллионов – это немного. Ведь реальное количество больных, которым необходим гемодиализ точно никому неизвестно.

- Нам нужен полноценный реестр больных, который бы пополнялся с рабочего места врача, - прокомментировала ситуацию Светлана Корнеева.

По мнению экспертов, увеличение финансирования этой области вполне закономерно – сумм за прошлые годы на всех не хватает.

- Запорожская область захотела «закрыть» больше пациентов, потому что в среднем гемодиализом обеспечивается только 50% от потребностей. Увеличение финансирования также связано с тем, что в регионе явно не хватает оборудования. Дополнительная закупка аппаратов искусственной почки увеличит количество процедур и общую сумму расходов, - считает Татьяна Кротова, заместитель главы Координационного совета ОО «Медицинский контроль».

Как заработать на людях, стоящих одной ногой в могиле?

Из 690 больных с хронической почечной недостаточностью только 560 получают гемодиализ, 130 находятся в очереди на эту процедуру. По словам Дмитрия Глушко, председателя общественной организации людей с пересаженными органами «Шляхи до життя», больные готовы попасть на гемодиализ любым путем.

- На сегодняшний момент мест на гемодиализ нет. Единый городской центр смог бы решить эту проблему, ведь городские жители зачастую занимают места в областных медучреждениях, вынуждая больных из области «стоять» в очереди. Селян записывают в очередь на диализ, говорят, что сейчас мест нет, прописывают лечение вне больницы, и отправляют обратно в село. Конечно же, назначают уколы, инъекции, таблетки, но они не помогут, если вовремя не проведен гемодиализ. Это чревато летальным исходом и при том вскрытие не покажет, что пациент умер от того, что не попал на «чистку». Следствием будет, скорее всего, установлена остановка сердца, инфаркт, отёк легких, - говорит Дмитрий Глушко.

Как уверяют неофициально сами медики, цена вопроса на попадание в очередь колеблется от 10 до 30 тысяч долларов.Как освобождают места? Допустим, некий Петр Петрович должен проходить диализ три раза в неделю. Но Иван Иванович тоже нуждается в этой процедуре и очень хорошо «попросил» врачей, чтобы получить место. По итогу Петр Петрович (и еще пара больных) проходят процедуру по два раза в неделю, и для Ивана Ивановича освободилась пара сеансов.

Монополия или нет?

На протяжении всего 2015 года Запорожская областная клиническая больница проводила тендеры с одной единственной фирмой-поставщиком гемодиализного оборудования, препаратов и расходников – ООО «Ренарт». Хотя уже в 2014 году именно ООО «Ренарт» и «ТТВ «Дом» обвинялись Антимонопольным комитетом в тендерном сговоре. Эти две фирмы входят в условную монопольную группу «Френзенус», используют одних и тех же поставщиков в Австрии, Польше и Чехии и лишь создают видимость конкурентной среды. Более того, ООО «Ренарт» обвинялась в прошлом году в завышении цен при проведении конкурсных торгов.

- Предложения ООО «Ренарт» реально дешевле по расходным материалам. Например, набор для гемодиализа, который обошелся нам в 1700 гривен, у конкурентов стоил 1900-2000 гривен, - уверена главный внештатный специалист по гемодиализу в Запорожской области Светлана Корнеева.

Обслуживание аппаратов также является обязанностью поставщиков. По словам Светланы Корнеевой, инженеры из «Фрезениуса» приезжают по первому зову – меняют детали, ремонтируют аппараты, причем бесплатно. Оплачивается только стоимость запчастей, если аппарат не гарантийный.

ФАКТ: По данным “Национального реестра больных хронической почечной болезнью”, в Украине насчитывается около 500 тысяч человек с хронической болезнью почек. При этом ежегодно нуждаются в гемодиализе примерно пять тысяч новых пациентов.

На реконструкцию помещений 10-й больницы под гемодиализный центр потратили уже почти 5 миллионов...

У Запорожья с центром никак не сложится

В некоторых запорожских городских больницах («Радиоприбор», 5-я детская, 5-я городская) есть по несколько аппаратов искусственной почки, где «капаются» жители Запорожья. В начале 2015-го городская власть озаботилась новым гемодиализным центром. Его решили создавать на базе 10-й городской больницы за 28 миллионов бюджетных гривен. И дело сразу запахло «жареным».

Строительные работы стоили 12 миллионов гривен, а оборудование для гемодиализа – 16 миллионов. Когда сумму огласили, выяснилось, что аппараты, которые хотели покупать у фирмы «Фрезениус», поставляются в больницы бесплатно! В последствии нужно лишь у этой фирмы закупать расходные материалы для процедуры. Специалистов из городских управлений капстроительства и здравоохранения тут же обвинили в коррупции.

Затем главврач 9-й больницы Кирилл Нерянов заявил, что такой же центр можно построить в его клинике, но за 2-3 миллиона гривен и намного быстрее. В итоге, после многочисленных дрязг, работы начали таки в 10-й, где главврачом работает Наталья Мотовица, экс-глава облздрава. Предполагалось, что строительство завершат в конце декабря, но сейчас сделана в лучшем случае половина работ.

- В помещении, где хотят открыть центр гемодиализа, можно снимать фильмы о войне, - возмущается руководитель Запорожской областной общественной организации лиц, находящихся на гемодиализе, «Надія на життя» Сергей Макаренко. – У бывшего мэра Александра Сина еще хватило совести на фоне этих разрушенных стен пиариться в предвыборный период. Сначала обещали открыть диализный центр до Нового года, потом до марта, сейчас уже говорят, что придется ждать до лета.

Тем временем, по данным портала использования бюджетных средств «E-data», на ремонт в 10-й больнице с августа по настоящий момент потратили уже 4 миллиона 479 тысяч гривен. Мы отправились посмотреть воочию, как использовали эти средства, и на каком этапе находится строительство в 10-ой городской больнице. Работы идут не такими скорыми темпами, как хотелось бы, но обвинять строителей в бездействии тоже не приходится. На первом этаже заменили окна и двери, внутри помещения работает строительная бригада, которая занимается отделочными ра-ботами. Основные силы направлены на окрашивание стен и малярные работы. В правой части здания свалили все необходимые стройматериалы - пакеты с гипсовой штукатуркой, краски, лаки, смесители, потолочные плиты.

Кадровый вопрос

Для гемодиализа в Запорожской области представлены, в основном, аппараты фирмы «Фрезениус». Причина банальная: нефрологи, которых в городе менее 10, умеют работать только на этих машинах. Медтехники из областной больницы и городских центров тоже знаком только с «Фрезениусом». Но при этом в городском управлении здравоохранения предлагают установить в гемодиализный центр 10-й больницы аппараты фирмы «Бакстер». Хотя опыта работы с ними нет ни у врачей, ни у медсестер. А подготовка персонала займет не менее полугода.

- Для гемодиализа необходимо обеспечить удобный доступ к венам. Для этого на руке пациента делается так называемая фистула – стенки вены соединяются со стенками артерии, создается единый сосуд с хорошим кровотоком, - говорят врачи.

Иными словами, создается такое место, куда можно влить большое количество крови и откуда можно извлечь большое количество крови. Не каждая медсестра умеет работать правильно с фистулой. «Если неправильно проводить внутривенную инъекцию фистулы, то может развиться тромбоз и пациент умрет», - кратко резюмировал один из врачей.

Проблема со специалистами может стать одной из критических для нового учреждения. Чтобы обеспечить нормальную работу диализного центра, нужно минимум 15 врачей. В одну смену в центре на 20 коек должны быть два нефролога, один сосудистый хирург, один анестезиолог. И минимум две медсестры. Всех этих специалистов нужно готовить несколько месяцев, чтобы их ошибки не стоили никому жизни. Более того, в 10-й больнице нет хирургического отделения и реанимации, а это – обязательное условие для открытия диализного центра. Главврач 10-й больницы Наталья Мотовица предложила журналистам пообщаться по этому поводу чуть позже, на заседании рабочей группы по гемодиализу.

По мнению и врачей, и почечников, нельзя шутить со сменой препаратов и качеством оборудования. Половина гемодиализников – люди возрастные, кардинальная смена системы гемодиализа повлечет за собой необратимые последствия для их здоровья.

Пока все живы

Летом 2015-го Александр Син учредил рабочую группу по созданию гемодиализного центр из пациентских организаций, чиновников горздрава, УКСа и разных общественников. Группа заседала в сентябре, а после прекратила свою деятельность.

Но на прошлой неделе новая власть все же возобновила работу группы по диализу. И сейчас в некотором изумлении вникает в клубок взаимных претензий и конфликтов, который ей оставили «папередники». Здесь и выбор между разными поставщиками, за каждым из которых стоит мощное лобби, и кадровые проблемы, и подковерные интриги медицинских чиновников за возможную «левую» прибыль.

Между тем, 25 очистительных аппаратов для гемодиализа в четырех больших залах, так и остаются несбыточным сном. Для некоторых почечников Запорожья этот сон – последний в жизни.

Источник