Зачем в метро прилетели «канарейки»?

Служба сопровождения в московском метро помогает маломобильным пассажирам, но не колясочникам. Почему?
Автор: Вера Брезгина, neinvalid.ru Опубликовано: 1 октября 2014, 12:30 941

«Так, внимание. Подходим к эскалатору. Не торопимся. Держитесь. Делаем широкий шаг»…

Молодой человек в ярко-желтом жителе под руку ведет пожилую женщину. Это — инспектор Центра обеспечения мобильности пассажиров московского метрополитена.

Этот Центр открылся в московской подземке еще в конце 2013 года. Услугами сопровождения успели воспользоваться тысячи пассажиров, но уровень информированности пока недостаточный. Поэтому недавно в метро устроили пресс-тур для блогеров и журналистов, предложив им посмотреть, как это работает, и получить ответы на вопросы.

Попросить прислать человека для сопровождения можно по телефону 8 (495) 622-73-41 или через сайт Мосметро. Услуга абсолютно бесплатна, выбирать можно все станции, правда, только с 8.30 до 19.30. Заявку требуется подавать за три часа.

Справку об инвалидности или беременности никто требовать не будет, достаточно просто попросить о помощи — если у вас тяжелый багаж, коляска, дети, держать которых не хватает рук, или, допустим, вы — пожилой человек и боитесь заблудиться или оказаться помятым в толпе.

Молодых людей в канареечных жилетах (кстати, они себя частенько называют «канарейками») в потоке стараются пропускать. Они проводят своих подопечных через турникеты, переходы, выводят на улицу по лестницам и эскалаторам, могут вести ребенка за руку и показывать дорогу. Уже сейчас Центр обеспечения мобильности предлагает услуги сопровождения до аэроэкспрессов. А в планах — сопровождение на улице.

«Сейчас мы выходим с инициативой, в том числе, и на волонтерские организации, чтобы на постоянной основе осуществлять возможность сопровождения маломобильных граждан и по городской территории. Это актуально и для крупных транспортно-посадочных узлов — пересадки на пригородные электрички, пересадки на наземные виды городского транспорта», — говорит начальник Центра Евгений Попов.

Работают в этой службе психологи с профильным образованием, прошедшие курсы специальной физической подготовки, всего около 400 человек. В месяц они выполняют около 10 тысяч заявок. На 87 станциях инспекторы дежурят постоянно, и если повезет — могут откликнуться на просьбу о помощи в течение 20 минут.

Одни клиенты службы не скрывают своего восторга: «Качество оказалось просто отличное. Оценка 5+ Мне на двух детей, коляску-трость и рюкзак с пакетом прислали сразу двоих, высоких молодых мужчин при галстуках (!) под фирменным жилетом, которые ждали нас на улице перед входом очень задолго до назначенного времени. Их вежливость и сноровка просто поразила, я такого не ожидала». Другие считают ее практически бесполезной: «на деле на юге Москвы помощью службы сопровождения колясочник может воспользоваться на отрезке из четырех станций метро на Бутовской ветке и проехать две станции по Люблинско-Дмитровской линии — от «Зябликово» до «Борисово». За пределы этих станций выезжать можно только самостоятельно на свой страх и риск».

Инвалидам-колясочникам по большей части отказывают в помощи при преодолении лестниц и эскалаторов, ссылаясь на требования безопасности: перевозить колясочника по лестницам и эскалаторам запрещено. А станций, оборудованных специальными лифтами, совсем немного — всего 25. Однако информация на сайте не гарантирует, что лифтовый подъемник не будет закрыт на ремонт или профилактику.

На 170 станциях московского метро поставить лифты невозможно из-за конструктивных и технических особенностей. Кроме того, есть нормы гражданской обороны, согласно которым станция должна герметично закрываться в случае непредвиденной ситуации. То есть лифт должен быть оборудован гермоворотами, а это — дорого и хлопотно, особенно на станциях глубокого залегания. Хотя в некоторых новых станциях, например, в Митино, проблему удается решить. Там в каждом вестибюле есть лифт, который ведет с улицы в подземный переход. Далее — пандус, гермоворота и лифт из вестибюля на платформу. Правда, самостоятельно схемой воспользоваться все равно невозможно — нужно вызывать дежурного с ключом.

Еще меньше, чем об услугах сопровождения и наличии лифтов, известно о существовании в московском метро комнаты матери и ребенка. Да-да, в единственном числе — на станции «Комсомольская-кольцевая». В этой комнате дежурит медработник, можно перепеленать, покормить ребенка и просто немного передохнуть. Скрывается она за неприметной маленькой дверью возле будки полицейского и особой популярностью не пользуется. Настолько, что даже в пресс-службе метрополитена о существовании комнаты, где можно накормить и перепеленать младенца, узнали, кажется, от «Неинвалида».

Последние шесть лет московские власти время от времени поднимают вопрос о создании «островков безопасности» на транспорте, в том числе метро. По сути, это те же комнаты матери и ребенка, где, помимо прочего, предполагается наличие туалета и медсестры. В 2008 году анонсировалось создание 17 таких островков на земле и 60 — под землей, то есть в метро. Но реализовать проект пока не удалось.


Хелпус - шанс для тех, кто уже не ребёнок

Детям легче получить помощь, но оказаться в беде может каждый. Хелпус сообщает обществу о тех, кто попал в беду, независимо от возраста.
Мы тщательно проверяем просьбы, защищаем жертвователей от мошенничества и даем возможность эффективно помогать наиболее нуждающимся.