Фонд Хелпус лого

Запорожские проходимцы вышибают слезу и деньги

21 октября 2014, 19:50 1941 Автор: Ольга Приходько, Валерий Бутенко, Татьяна Гонченко z-city.com.ua Люди с боксами собирают средства для солдат и больных детей. Но все чаще такая «помощь» уходит не по назначению

Запорожцы жертвовали на помощь армии: кто гривну бросит, а кто — «двадцатку»

Чтобы помочь армии и солдатам, государство сегодня призывает всех украинцев жертвовать деньги. Эти средства идут на лекарства для военных, на перевооружение и другие нужды армии, — по крайней мере, так нам говорят. Кроме Министерства обороны, средства для армии собирают десятки, а то и сотни фондов и волонтеров. Но иногда за масками благодетелей скрываются мошенники: на сострадании горожан они неплохо зарабатывают. Причем, дело касается не только пожертвований для солдат: запорожцев обманывают и на помощи детям-сиротам, и тяжелобольным.

Дело всех

Собирать деньги для армии — сегодня дело почти святое. Ведь военным то одежды не хватает, то лекарств. На покупку всего этого у государства нет средств, поэтому при Министерстве обороны уже давно начали акцию по сбору пожертвований для армии. Известно, что на 6 октября по этой государственной акции неравнодушные украинцы перечислили почти 150 миллионов гривен. Ну, как перечислили — позвонили на номер «565» с мобильных телефонов (за один звонок со счета снимается пять гривен). Или перевели деньги через банк.

Однако, кроме «армейского фонда», в стране появилось много волонтерских организаций, которые собирают средства на нужды армии. В Запорожье их тоже много: одни зарегистрировались как благотворительные фонды и открыли расчетные счета в банках, другие собирают деньги с горожан в социальных сетях, третьи — ходят по улицам города со стеклянными коробочками для сбора средств. Проверить, насколько запорожцы готовы сегодня помогать армии деньгами, решили и журналисты «Субботы плюс».

Нужны деньги на лекарства и теплые носки!

Мы выбрали самый простой вариант — обзавелись стеклянной коробочкой для пожертвований. На нее наклеили фото солдата с детьми и написали незамысловатый текст: «Сбор средств для запорожских солдат, служащих в зоне АТО». В воскресный день, 5 октября журналисты отправились собирать деньги в довольно-таки людное место — «стометровку» возле Крытого рынка. «Устроились» прямо перед входом в рынок.

Конечно, никто нас сразу не окружил со словами: «Ребята, вот вам 500 гривен для солдат». Поначалу нас вообще никто не заметил, если честно. Поэтому пришлось менять тактику. Завидев очередных прохожих, мы начали давить на жалось: мол, вы идете за покупками, а вашим соотечественникам на войне нужны теплые носки. И сработало!

Первым на такой призыв подошел молодой светловолосый паренек. Он «поковырялся» в кошельке, перебирая купюры, но таки решил, что три гривны — сумма подходящая. Без всяких расспросов молодой человек опустил эти деньги в наш стеклянный лоток и ушел. Через десять минут «откликнулась» женщина старшего возраста.

— А вы настоящий фонд? — поинтересовалась она. — А то недавно возле какого-то супермаркета был скандал: молодой парень собирал деньги вроде как для солдат. А оказалось — для себя.

После непродолжительной беседы женщина таки положила нам в коробочку 20 гривен. Кстати, в разговоре выяснилось, что пенсия у нее небольшая — только 1200 гривен. «Но кто, если не мы, поможет нашим защитникам», — сказала нам напоследок пенсионерка. Потом в нашей коробочке оказалась еще десятка, и тоже от женщины.

Всего за полчаса нам удалось насобирать больше 30 гривен, и это доказывает: запорожцы отзывчивы в плане помощи. Но что грустно: никто из «жертвователей» так и не поинтересовался хотя бы названием нашего вымышленного фонда. А ведь мы это название даже не придумали. У нас не было никаких документов и бейджиков с именами. Сама стеклянная коробка, куда запорожцы бросали деньги, не была опломбирована. Даже солдат, который со слезами обнимал детей на фото на нашем лотке — был не украинским, а американским. Увы, запорожцы не вникали в детали. Но сострадательно давали деньги на помощь армии.

Конечно, тех, кто пожертвовал нам средства, мы не обманули. Журналисты «Субботы плюс» тоже скинулись, и перечислили деньги запорожскому фонду «Солдатские матери».

«Помогающих» стало много

Если бы журналисты «Субботы плюс» простояли с прозрачной тарой для пожертвований подольше, то могли бы собрать довольно внушительную сумму. Восемь часов нашей «работы» теоретически можно оценить почти в 500 гривен. И это только за день! Наверное, поэтому такой «вид заработка» сегодня привлекает многих. В последнее время в Запорожье деньги в коробочки стали собирать все, кому не лень. Причем, не только на нужды АТО. Практически возле каждого супермаркета мелькают человечки в накидках с урнами для пожертвований и для больных деток, и для сирот.

«Суббота плюс» уже писала о том, что Запорожье заполонили «сиреневые жилеты». Так называемый фонд «Ежи» собирал деньги на нужды больных детей. Правда, по отчетности фонда выяснилось, что эти деньги шли... сотрудникам самого фонда.

Совершенно случайно (и на той же «стометровке» возле Крытого рынка) журналисты «Субботы плюс» наткнулись на еще одних уличных «просителей». В специфической накидке и с прозрачной коробочкой ходила женщина средних лет. Вера Ивановна — так звали женщину — сообщила, что собирает средства на лечение больного ребенка. По ее словам, она помогает без всякой личной выгоды.

Мы попросили женщину предоставить все необходимые документы. Они у нее были: бейджик с именем и фамилией, название благотворительного фонда, документы о его государственной регистрации. Оказалось, что деньги собирает БФ «Щедрість серця». Но когда мы нашли интернет-страничку этого фонда, там не оказалось информации ни об одном больном ребенке, которому нужна помощь. Также не было чеков-отчетов о расходовании средств. То есть, кому пойдут деньги, что были в коробочке у женщины — неизвестно.

— Мы раньше тоже активно проводили различные уличные акции по сбору средств, — рассказывает Альберт Павлов, руководитель запорожского благотворительного фонда «Счастливый ребенок». — Но сейчас сбор пожертвований превратился в настоящий хаос. Поэтому с зимы наш фонд уличные акции, например, возле супермаркетов уже не проводит.

По словам Альберта Павлова, все меньше благотворительных фондов сегодня хотят отчитываться перед жертвователями денег. В большинстве случаев деньги на улицах собирают «непрозрачные фонды».

– Например, я зашел на сайт БФ «Оберіг життя». Среди их отчетности — лишь несколько чеков на сумму около 20 тысяч гривен. При этом у фонда нет никаких накладных расходов, хотя такого просто не может быть. Ведь любому фонду нужно содержать и офис, и волонтерам платить. У «Оберега життя» ящики стоят во многих крупных супермаркетах, причем, не только в Запорожье. Учитывая это, собранная сумма в 20 тысяч гривен в месяц выглядит просто смешно. У нашего фонда меньше ящиков, но мы собираем до 300 тысяч гривен в месяц. От представителей «Оберега життя» внятной информации я тоже не получил. А после того, как я с ними пообщался, мне еще якобы из милиции стали звонить, и пугать разными проверками, — рассказывает Альберт Павлов.

«Сострадательный бизнес»

Всего журналистам «Субботы плюс» удалось насобирать 34 гривны за полчаса

Одна из запорожских волонтеров на правах анонимности рассказала «Субботе плюс» о подноготной работы благотворительных фондов. Девушка, назовем ее Светлана, несколько лет занималась организацией сбора средств на тяжелобольных детей в одном из запорожских фондов. Она поведала нам такие истории, от которых волосы становятся дыбом.

— Практически ни в одном супермаркете города ящики для сбора пожертвований не стоят бесплатно, — говорит Светлана. — Одни руководители магазинов берут определенный процент от собранных денег. Другие — фиксированную сумму. Как-то нам удалось договориться с одним из супермаркетов, чтобы наши волонтеры в пиковое время постояли в холле с ящиками для сбора денег в пользу детей. Пособирать деньги удалось лишь два дня. На третий день наших волонтеров выставила за двери охрана. Оказалось, что другая организация заплатила больше, и поэтому туда пустили ее волонтеров, а с нами решили попрощаться.

Практически все волонтеры, собирающие деньги на улицах, работают не бесплатно, рассказала Света.

– В мой круг обязанностей входило искать таких волонтеров, — вспоминает девушка. — Я давала объявления в соцсетях и в газетах. Даже если находились желающие бесплатно помочь детям, их хватало не больше, чем на неделю. Все-таки работа не из легких: каждый день несколько часов стоять с ящиком и «приставать» к людям. Поэтому большинству волонтеров мы платили по 15% от собранных средств. Некоторые особо харизматичные и настойчивые умудрялись таким образом зарабатывать за день по 200 гривен. Но даже эти быстро «сдувались». Самые стойкие проработали полгода. Даже те, кто изначально приходил с благородной миссией и горячем сердцем, буквально через пару месяцев остывали и отказывались от волонтерства.

Поймай, если сможешь

Ловить за руку нечестных волонтеров или руководителей благотворительных фондов в Запорожье не торопятся. За последние два года суды Запорожской области не вынесли ни одного приговора по уголовным делам в отношении жуликов, которые собирают у доверчивых запорожцев деньги якобы на благотворительные цели.

Аферистами от благотворительности должны заниматься сотрудники службы по борьбе с экономической преступностью (ОБЭП) и бойцы налоговой милиции. Почему они это не делают? Вопрос риторический...

Но как бы там ни было, благотворительные фонды нужны. Благодаря честной работе многих из них, наши солдаты, например, сегодня получают необходимую помощь. А больным деткам проводят нужные операции. Просто прежде, чем вы решите опустить кровные гривны в коробочку с фотографией больного ребенка, попробуйте сделать элементарную проверку фонда на «вшивость».

Как минимум, стоит переписать его координаты, а также сведения о ребенке. Попробуйте поискать указанные ФИО в интернете. Вас может ожидать неприятный сюрприз. Неблагонадежные фонды часто вешают на коробках для сбора средств фотографии и имена уже умерших детей.

Для проверки можно также позвонить родителям ребенка, на лечение которого собираются средства. Их телефоны обычно указывают на коробке, чтобы вызвать доверие жертвующих. Но на поверку может оказаться, что указанный телефон либо принадлежит постороннему человеку, либо родители малыша впервые слышат название фонда, который собирает деньги на лечение их чада.

Также не будет лишним посетить сайт благотворительного фонда. Там обязательно должен быть подробный отчет о всех собранных и потраченных средствах. Если такового нет — это уже серьезный повод не доверять организации. Аналогично стоит проверять информацию и о солдатах, которым сегодня нужна помощь.

Требуйте отчет

Организаторы аукциона «Свій за свого» купили 37-й запорожской бригаде теробороны носки и шапки

— Мы публикуем отчеты о потраченных средствах раз в две-три недели, — говорит Эдуард Андрющенко, организатор запорожского аукциона в поддержку военных «Свій за свого». — Расписываем вплоть до гривны: кому и на что перечислили деньги. Кроме того, у нас есть программа, куда вносятся все полученные и потраченные суммы, она автоматически все подсчитывает и формирует статистику. Но все равно подобный вид благотворительности держится на доверии и честном слове. Мы хоть и публикуем фотокопии всех квитанций о переводах, но вряд ли кто-то из участников серьезно вчитывается в фамилии и номера карт в этих квитанциях. При желании мошенники могли бы легко часть денег перечислять своим друзьям или на подставные карты. Вплоть до того, что рисовать эти квитанции на компьютере. А большинство других аукционов, подобных нашему (мы таких встречали в интернете множество), вообще не заморачиваются написанием отчетов. Мы даже как-то задали вопрос об этом организаторам одного такого проекта. Они ответили, что у них на отчеты не хватает времени.

С тем, куда перечислять собранные на армию средства, у организаторов аукциона «Свій за свого» тоже возникают вопросы.

— У нас есть ряд проверенных волонтерских организаций, в которых мы уверены, — говорит Эдуард. — Но иногда лотодатели просят перечислить средства конкретным раненым. После расспросов оказывается, что они, к примеру, увидели сюжет по телевизору, растрогались и захотели помочь именно этому человеку. Но если просьбу о помощи показали по какому-то каналу, это еще не значит, что такому источнику информации стоит доверять и сразу перечислять деньги на указанную карту. Приходится перепроверять каждый случай. Ведь потребностей у военных много, мы не имеем права ни гривны перечислить мошенникам.

За три с лишним месяца аукциону «Свій за свого» удалось собрать уже 300 тысяч гривен.

— За такую сумму можно купить квартиру в центре Запорожья, — улыбается Эдуард. — Но деньги пошли на каски, бронежилеты, аптечки и теплую одежду для участников АТО. Однако по сравнению с объемом потребностей, это — капля в море. Несмотря на перемирие, наши солдаты остаются на передовой, воюют и погибают. Расслабляться пока не время.